PDA

Просмотр полной версии : О красных скрипках, картах таро, незаметных шедеврах...


mangeim
04.02.2005, 15:11
Намедни посмотрел «Красную скрипку» Франсуа Жирара.

[web:617f9b76d3]http://www.friends-forum.com/modules.php?name=Movie_News&file=preview&id=302[/web:617f9b76d3]


Трудно сказать, чего я ожидал от этого фильма. В анонсе к нему было заявлено о том, что лента представляет собой некий образец мистической притчи. А так как я изголодался, и довольно прилично, по этому редкому жанру, то непременно решил посмотреть.
Потустороннего в фильме нет. Оно лишь предполагается. Конструируется самим зрителем благодаря действительно имевшим место событиям. Вполне объяснимым, однако вполне чудовищным с точки зрения общепринятой морали: в 16каком-то году итальянский мастер Никола Буссотти изготавливает скрипку, покрывая её особой смесью лака и крови безвременно почившей любимой супруги. С тех самых пор, какой бы музыкант ни прикасался смычком к её струнам, мир наполнялся почти инфернальной музыкой, которая превращала исполнителя в гения, обреченного на невероятные душевные муки и внезапную смерть.

Итак, - власть вещей? Но много ли таких фильмов в мировой синематеке? «Амадеус» Милоша Формана? Но там – власть музыки! «Багряница» ( «Крест римского центуриона» ) Хенри Костера или подобные фильмы о христианских и не христианских реликвиях? Но там – власть веры! Бесконечная череда фильмов о власти золота ( денег! )? Но там – проблема качественности человека вообще! «Остров доктора Моро» Джона Франкенхаймера, «Невидимка» Пауля Верхувена ( экранизации произведений Герберта Уэллса )? Но там – власть разума ( если можно считать разум, мозг, мозговые полушария вещами )!

Интересна композиция фильма. С чего всё начинается, тем и заканчивается. Молодой, вот-вот готовящейся родить супруге Никола Буссотти гадает на картах таро преданная служанка Ческа. Она предсказывает роженице долгую жизнь, открывая, по мере развития трагических событий, карту за картой из шести выбранных. Заглядывая в разные эпохи, исследуя разные судьбы, измеряя жизнь в динамике и стагнации.

Ну, а – музыка? Я не знаю! Возможно, её исполняли на той самой скрипке. Но порой, у меня возникало ощущение эфтаназии ( добровольного согласия на уход из жизни ). Хотя я – не любитель и не ценитель этой сферы искусства. Это – смешно, и тем не менее перехватывало дыхание, выворачивало желудок, хотелось умереть…

Актерские работы. Все лица и характеры как будто сошли с полотен Ботиччелли, Джотто, Леонардо да Винчи, Рафаэля или ворвались из фильмов Пьера Паоло Пазолини ( «Евангелие от Матфея», «Кентерберрийские рассказы», «Декамерон» ), братьев Тавиани ( «Аллозанфан», «Доброе утро, Вавилон!», «Ночь святого Лоренцо» ), Франко Дзеффирелли ( «Ромео и Джульетта», «Брат Солнце, сестра Луна» ), или опали слепками с японских нецке.

«Незаметный шедевр» - так бы я оценил этот редкий фильм.