Показать сообщение отдельно
Старый 12.01.2007, 09:25 Вверх     #30
Tamriko
Новичок
 
Аватар для Tamriko
 
  
Регистрация: 07.01.2007
Был(а) у нас: 03.01.2008 19:17
Сообщений: 35

Пол: Женский
По умолчанию

В это время начали появляться первые музыкальные звонки: "там-там, там-там". Их привезли из Москвы и, через два дня после Тамариного поступления в музыкальную школу, сказали, что знакомый во втором подъезде как раз купил такой звонок. Это была сенсация! И вот сестра этого самого соседа как-то раз устроила детям настоящую экскурсию с наглядной демонстрацией чудо-звонка. Тамара была попросту поражена, восхищена, учитывая то, что Ей было всего пять лет. И потому, когда все разошлись, девочка тут же вновь помчалась на шестой этаж и принялась звонить, чтобы ещё раз услышать эту музыку. Брат же подружки как раз напряжённо готовился к экзаменам в медицинский институт. А тут звонит звонок. Он подбегает, открывает, смотрит на Тамрико: "Тебе кто нужен?" Девочка, естественно, молчит. Он закрывает дверь. Она звонит опять. Каждые десять минут. Он снова открывает дверь... И вот, в конце концов, он с раздражением так резко хлопнул дверью, что прищемил Тамаре большой палец правой руки. Который потом чудом спасли! Боль была дикая, Тамара потеряла сознание. Вызвали скорую помощь, Приехал врач. Очнулась Она уже в больнице. И не плакала, не кричала, что ей ужасно больно. Врач был попросту ошеломлен, когда девочка, придя в себя, первым делом спросила другое, сможет ли Она после этого играть на рояле! Я смогу играть или нет? Может быть, это и заставило его совершить настоящее чудо, сохранив Ей палец... Вот так меня тянуло с детства к музыке, включая и мелодии дверных звонков.

И со дня поступления начался Её серьёзный путь в музыку. Нормальная жизнь обычного ребёнка закончилась. Полдня в школе ей преподавали общеобразовательные предметы, а затем музыкальные: сольфеджио, гармонию, специальность, музлитературу и так далее. Школа входила в советскую систему, преподавали всё до последнего класса: все эти химии, физики, биологии, геометрии. Школа десятилетняя, но преподавали одиннадцать. Мама сама отвела меня в музыкальную школу и, как настоящая еврейская мама, не только поддерживала, но и хвалила, баловала. Она сама очень хорошо поёт, и то, что я стала артисткой – в определенном смысле реализация её собственной мечты. Мама меня выпестовала. Но, только повзрослев, я стала ценить то, что родители живы и здоровы.В шесть Тамара уже аккомпанировала себе, выстраивая такую сложную гармонию, что невозможно было понять, как ребенок может так слышать. Её ежедневные занятия музыкой занимали до пяти часов. Тамара обожала заниматься музыкой и часами просиживала за роялем, пока сверстники играли в песочнице.
В первом классе Тамара уже давала фортепианные концерты перед всей школой со сменой костюмов после каждого выхода. Во втором классе уже играла репертуар шестого. Ей пророчили будущее великой пианистки. А когда девочка училась в 3 классе, Её перевели в специальную школу для одаренных детей при Тбилисской консерватории.
Во втором классе в меня влюбился сосед по парте. А я в него нет. Мальчик жутко переживал, стал получать плохие отметки. Ему даже пригрозили, что меня от него отсадят... А в четвертом классе меня перевели в школу для одаренных детей. Там были одни девочки. Так уж получается, что музыкально одаренных маленьких девочек больше, чем мальчиков. Среди нас был только один мальчишка, но никто из нас в него так и не влюбился.
Тамара изучала гармонию, сольфеджио, фортепиано, хор. Первым педагогом по вокалу была Берта Исаевна Иваницкая, учителем по игре на фортепьяно - Нелли Георгиевна Гачичеладзе. Педагог Б. Иваницкая четыре года "шлифовала" мой голос. Она ничего не "ставила", как принято говорить, а лишь оттачивала мою природную суть. Когда подросток встречает в жизни педагога, умеющего разглядеть в нем то или иное дарование, это его счастье.
В третьем классе музыкальной школы проявились незаурядные способности будущей певицы (в 7 лет!) - Её небольшие сочинения для фортепиано были необыкновенно мелодичными, Она исполняла их живо и непосредственно, а пела совсем, как взрослая.
У Тамары была собственная программа "Колыбельные всех стран мира". Тамрико пела колыбельные на грузинском, русском, иврите, французском, немецком, английском языках, которые Ей в детстве напевала мама. Эта программа имела очень большой успех.
В семь лет, увидев фильм "Шербурские зонтики", Тамарочка горько расплакалась, словно впервые осознала, что на Её глазах разыгралась человеческая трагедия. Так состоялось первое знакомство Тамары с Мишелем Леграном. Разумеется, тогда Она не могла понять его гениальной музыки, однако почувствовала, что она какая-то "другая", "непохожая". Хотелось слушать её бесконечно. Кто же тогда знал, Ей даже подумать было страшно, что через 25 лет осуществится мечта, и Тамара будет импровизировать на двух роялях с гениальным автором музыки этой вечной истории!
Когда Тамрико услышала Эдит Пиаф, Ей было лет 8 – 9. Принесли пластинку, которая называлась "Жизнь в розовом свете". Пластинка так потрясла Тамару, что девочка слушала её каждый день. Пластинка была советская без фотографии. И Тамара её не видела "в лицо". А слышала только голос, обнаженный голос ХХ века.
Всвязи с Мишелем Леграном, думаю, необходимо затронуть ещё одну важную тему. А именно, поговорить о бабушке – Тамаре Ивановне. В честь неё и назвали девочку Тамарой, Тамрико. Она музыкант, и она чувствовала, конечно, родство душ. Тамаре говорили, что она на бабушку даже похожа. Бабушка жила на улице Чайковского, единственной, которую потом не переименовали. Там же жила и прабабушка. В выходные у неё дома собиралась вся семья: дети, внуки. Бабушка к приходу очень готовилась, пекла яблочный пирог. Это те ароматные сладкие воспоминания, которые вот только бывает в том возрасте, и это только могут подарить бабушки, дедушки. А больше никто. Тамара Ивановна звала внуков, как никто другой. У имени Тамара, вообще, в грузинском языке есть очень много ласкательных. Например, Тамрико, Татья, Татуна, Тата. И это всё – Тамара. А Бабушка звала Тамару ласкательно Татунико – с рождения. Особенно, когда Тамара себя хорошо вела. А когда бабушке не нравилось, как внучка себя ведёт, звала Её Тамрико. Например, один раз, Тамара споткнулась и скатилась с лестницы кувырком до низу… А бабушка уже спустилась, ждала внизу и поторапливала. И представляете такую картину: у любого инфаркт будет! Наши отношения – они как-то были иными, не только там бабушка и внучка, а нечто другое. Бабушка смотрела все программы, где была Тамара, давала советы, у бабушки были понятные музыканту мечты: она хотела, чтобы Тамара спела с этим человеком, сыграла с этим композитором. Тамара Ивановна собирала все газетные статьи, если можно было – что-нибудь по радио, телевизору, всё аккуратно хранила. И потом, она когда узнала, что у нас с Леграном состоялись концерты, она была в таком неописуемом, то есть с восторгом, это победа всей её жизни и вообще нескольких поколений.
Конечно, на субботу и воскресенье к бабушкам и дедушкам приходили разные дети, но, понятно так же, что Тамара была единственная, которая мучилась и занималась. На стенках, конечно, царапали: сперва – вот такой рост, потом – такой, такой… И соответственно: сперва звучали этюды Черни, потом этюды Шопена, потом концерты Листа, потом прелюдии и фуги Баха.
Тамарин дедушка был врачом в селе Сурами, (итальянское название). Тамуня с семьёй приезжала туда каждое лето. В доме стоял рояль, бабушка играла на нём. Устраивали уличные концерты, ставили с сельскими ребятами спектакли. Например, отрывок из "Анны Карениной". А для того чтобы полнее передать замысел Толстого, играли на вокзале.
Три года спустя Тамара выступала на телевидении в одной из телевизионных программ (пела песни с оркестром знаменитого композитора Мэри Давиташвили), и в этой же программе были девочки из "Мзиури" (только что созданного Рафаэлом Казаряном при тбилисском Дворце пионеров вокально-инструментального ансамбля. "Мзиури" – "Солнечный"). Её показывали по телевизору как особо одарённую ученицу музыкальной школы. Руководители Рафаэль Казарян и Гуам Джаиани заметили Её и подошли к маме, сказали, что Тамрико вся такая замечательная, и попросили, чтобы она привела девочку на репетицию. А Тамара не хотела! Потому что училась в четвертом классе музыкальной школы и серьезно занималась фортепианной музыкой. Её не привлекала эстрада, песни про Ленина, которые пели эти дети из Дворца пионеров. Праздничные девочки, избалованные успехом и поклонниками... К тому же она пела с хором.
А потом один умный человек сказал маме, что всё равно она не сможет сделать для дочери, как сегодня говорят, промоушн, у мамы нет для этого ничего, она не сможет сама представить её, познакомить с ней широкую публику. Лучший способ для дочери - быть в детском ансамбле, где-то ее увидят ("Мзиури" тогда собирались в Ленинград). И мама повела Тамрико на репетицию. Девочка как-то неохотно стала вливаться в новый коллектив (ей ведь было всего 10 лет!).
Сначала Тамаре не очень понравилось в ансамбле.
О, десятилетняя Тамрико считала себя серьезной певицей!
В десять лет я была вся в классической музыке, выступала с оркестром, играла концерты Моцарта, Гайдна...


Для Неё специально писали песни, в том числе и знаменитый детский композитор Мэри Давиташвили. Она пела сочинения Кабалевского... А тут - какая-то эстрада! Тамара считала, что в ансамбле "Мзиури" была далеко не самой красивой. Как примерная девочка она считала, что у Неё большой нос, и всё время думала, как бы его отрезать.
Итак: у "Мзиури" репетиция, заводят маленькую Тамрико Гвердцители и говорят, что будет новый член в Мзиури. Конечно же все, с огромными глазами начали смотреть на Неё, что Она сейчас будет делать. Она сходу села за фортепиано. Гурам Джаиани попросил: "А ну-ка, спой что-нибудь". Она села, спела несколько песен, и сразу было ясно, что она очень музыкальная и очень красиво поёт.
Ой, Господи! Маленькие смешные, золотые, маленькие пальчики, а голос!
И после прослушивания была празднично принята солисткой в ансамбль.
Итак, в первой половине дня Тамара занималась: Бах, Шопен, Моцарт, Лист, Бетховен, а вечером – абсолютно другая музыка. Застенчивая, от скромности Тамрико зажималась, Ей давали даже на репетициях спички в руки, чтобы Она не смущалась. Тамрико закрывала глаза и начинала петь, отчаянно петь. Гурам Джаиани приходил и говорил, что так не надо. Надо углу*****ся в то, что поёшь.
И в 10 лет Тамара в первый раз вышла на огромную сцену, Ей дали исполнить песню "Олень". И Тамара так волновалась, что у Неё подкашивались ноги, и, чтобы девочка как-то смогла унять невообразимое волнение и выстоять на сцене, Ей дали очень много спичек, по десять в каждую руку, и Тамара держала руки за спиной.
Мзиури. По-русски значит "Солнечный". Так называется наш ансамбль девочек тбилисского Дворца Пионеров.
Наших дивных песен
В мире нет чудесней…

Так удивительно пели эти голосистые девчушки, правда, голос Тамрико немного выделялся.
Мзиури был первый в стране школьный ансамбль, состоявший из двадцати девочек третьего-четвертого класса. Многие учились в музыкальной школе. Однако здесь им предстояло научиться играть на сугубо, как говорится, мужских инструментах – трубе, саксофоне, электрогитаре, ударной установке. Тамрико была в ансамбле и певицей, и пианисткой, и гитаристкой, и даже... артисткой.
В течение нескольких лет юные школьницы из вокально-инструментального ансамбля "Мзиури" республиканского Дворца пионеров и школьников имени Б. Дзнеладзе, и среди них Тамрико, не уступали в популярности многим звездам грузинской эстрады, их песням аплодировали советские и зарубежные зрители.
Мы объездили всю Европу. Визиты на высшем уровне, приемы высокопоставленных гостей, официальные встречи Брежнева -- во всех мероприятиях мы принимали участие. Это был действительно большой успех.
Любой музыкальный фестиваль начинался и заканчивался их выступлением.
Композитор Пётр Ермишев рассказывает, что не раз слышал игру и пение "Мзиури". Пели юные артисты и его песни: одной из них, "Здравствуй, утро!" "Мзиури" открывал и закрывал телемост "Москва (СССР) - Сан-Диего (США)". Но по-настоящему композитор оценил их потенциал, когда ансамбль поехал в горы, в замок с тысячелетней историей – Норио. Девочки не были связаны конкретной программой и пели то, что им нравилось. И оказалось, что их репертуар поистине безграничен. Здесь были не только грузинские народные песни, но и армянские, азербайджанские, русские, украинские и даже японские, а также современные эстрадные песни и, конечно, пионерские. Пели десятилетние девочки удивительно слаженно и интонационно абсолютно чисто, а ведь это не унисонное пение, а четырехголосное. Особенно поразило музыканта их умение петь глиссандо (скользя), когда они, не нарушая строя, как бы пикировали из поднебесья вниз, легко и даже играюче преодолевая вокальные трудности. Гурам Джаиани – тогдашний руководитель ансамбля, заслуженный артист Грузинской ССР – рассказывал, что он выбирал девочек с выдающимися способностями. И недаром "Мзиури" в любом составе вызывает восхищение зрителей.
Когда ансамбль "Мзиури" впервые поехал на гастроли (в Ленинград), педагог очень волновалась - 20 девочек под её ответственностью! У нас была педагогиня – просто страшилка! И ехали как раз на Новый год! Новый год девочки должны были встречать в поезде. Перед этим она сказала родителям такую странную фразу: "Товарищи, купите 20 метров веревки". Родители перепугались: "Что за сумасшедшая идея?" И вот представьте: поезд Тбилиси-Ленинград и все девочки на верхних полках... привязаны. Чтобы не свалились! Какой там сон в Новогоднюю ночь! Детям хотелось веселиться, поэтому они решили, что педагогине тоже спать не дадут. Так вот, она выгнала родителей в другой вагон, а девочек в десять минут первого уложила спать. И самое драматичное началось тогда, когда девочки её стали разыгрывать и все вместе захотели... в туалет. Как только она всех привязала, из разных купе по очереди стало доноситься: "Я хочу в туалет! Я хочу в туалет". Ей пришлось их развязывать, а потом опять завязывать. "Мзиури" приехал в Ленинград и Тамрико пела на сцене Большого концертного зала "Октябрьский" песню о Ленине "Вождь родился весной..." – красивую распевную лирическую балладу на грузинском.
Даже не чувствовалось, что в каждом куплете я произносила слово "Ленин". Точнее, "Ленини" - так это звучит по-грузински. Тамаре было тогда 10 лет. Девочка навсегда запомнила этот чудесный зал, тот момент, когда вышла на сцену.
Мы выступали в знаменитом "Октябрьском" зале в Ленинграде – этот запах кулис, нарядная публика. Тебе все аплодируют! Кто же от такого откажется? Люди бьются, чтобы сорвать хотя бы жидкие аплодисменты, а тут – 20 девочек на сцене и такой глобальный успех! Нас даже показывали Леониду Брежневу. Он говорил нам какие-то теплые слова. В общем, опекал...В возрасте десяти лет Тамара второй раз попала в Москву вместе с детским ансамблем “Мзиури”. Их выступление проходило в саду Эрмитаж.
С десятилетнего возраста Тамара возила с собой куколку-талисман.
Когда Тамрико было 11 лет, "Мзиури" пригласили в Голландию, это был первый выезд за границу. Попав в Амстердам, первое, что девочки увидели – огромную плантацию тюльпанов: красные, желтые, черные... И мельницы. Тамара говорит, что то яркое впечатление детства по сей день волнует Её воображение. К такой красоте невозможно привыкнуть. Ансамбль пригласили в посольство на просмотр мультфильмов Диснея. Младшие девочки думали, что Дисней – это живой человек, который сидит в посольстве и устраивает просмотры. Одна рыженькая девчушка всё время требовала: "Я хочу познакомиться с дядей Диснеем! Возьмите нас к дяде Диснею! Покажите, где он прячется!". Ведь не каждый день в то время детям выпадала такая удача! В Голландии Тамара встретила красивую фарфоровую статуэтку девочки, которая стала Её талисманом. Но подробнее я расскажу попозже.
Однажды в католическом соборе в Кёльне, куда "Мзиури" приехал на гастроли, Тамара тайно пробралась к органу и сыграла "Аве Марию" Баха. А повернувшись, увидела, что вокруг Неё, десятилетней девочки, собрались все многочисленные служители и прихожане этой церкви.
"Когда поют эти чудесные девчушки, можно спать спокойно - никакой войны не будет", – как-то взволнованно сказала после концерта юных тбилисцев в Австралии одна местная пацифистка.
Все свое время девочка уделяла музыке, много гастролировала, записывая в дневник впечатления о поездках. В классе ей завидовали.
Один раз, помню, привезла из-за границы полосатые гольфы – они были очень модные... Но тогда я не могла понять, чему тут можно завидовать. Да, видела живого Брежнева, живого Кеннеди (брата президента США), была солисткой ансамбля, хорошо пела и выходила на сцену. Но я училась на классическом фортепиано, а эстрада и гастроли отнимали у меня очень много времени.
Встреча Тамуни с Нани Брегвадзе произошла на фестивале в Будапеште, когда ей было всего 10! Присутствовавшие Нани Брегвадзе и Иосиф Кобзон тогда Её пение и отметили.
В 12 лет Тамара написала свою первую очень трагичную песню, где были такие слова: "Ты была как ласточка, порхающая по лугам, а в сердце таила вчерашний день, потому что сегодня ты не с нами". Она посвящалась однокласснице, с которой Тамуня сидела за одной партой. Девочка повесилась в 11 лет из-за развода родителей. Они всегда стояли рядом в хоре, сидели за одной партой, её голос был тоньше, и она говорила, что, когда слышит глубокий голос Тамары, будто начинает расти. Они с Тамарой были близки. Она выгодно отличалась ото всех девочек в классе необычным, рыжим, цветом волос и опережала свой возраст во всем: читала какие-то странные книги, увлекалась культурой Востока. Но никто и подумать не мог, что она способна покончить с собой! Когда учительница сообщила детям о трагедии, с Тамарой что-то произошло. До конца учебного дня она не произнесла ни слова. Вернулась домой, молча села к фортепиано и начала играть мелодию.
Tamriko вне форума   Ответить с цитированием