А вот, как мне кажется, самый интересный памятник России. Его как-то мало популяризируют.
Памятник "1000-летие России" (Новгород)
Памятник «Тысячелетие России», изготовленный по проекту Михаила Микешина, был открыт в Новгородском кремле 8 сентября 1862 года во время празднования 1000-летия Руси. Участниками грандиозного праздника в древнем городе стали почти все члены императорской семьи. Высота колоколообразного монумента с двумя рядами исторических деятелей первого тысячелетия России, увенчанного крестом и фигурой ангела, составляет около 16 метров, диаметр — около 9 метров, вес — 65,5 тонн.
Я его снимал лет 30-35 назад, так что к качеству не придираемся.
Открытка тех же лет:
А вот его описание:
Скульптор
Михаил Осипович Микешин. Уроженец Смоленской губернии, талантливый график, автор живописных произведений батального жанра, он вошел в историю русского искусства прежде всего как автор широко известных скульптурных памятников. В их числе -
Екатерине II в Петербурге (1873),
Богдану Хмельницкому в Киеве (1888.
Но славу Микешину принес многофигурный монумент
"Тысячелетие России". Он был открыт в Новгороде в 1862 году. Средства на его создание были частично собраны по всероссийской подписке.
В состоявшемся в 1859 году конкурсе на проект памятника приняли участие около сорока скульпторов и архитекторов. Выбор пал на молодого, мало кому известного рисовальщика и живописца М. Микешина, который за год до этого окончил Академию художеств. Исполненный им проект представлял собой не скульптурную модель, а проект-рисунок, точнее, графически разработанные листы с изображением общего вида и фрагментов будущего монумента.
Вдохновленный неожиданным успехом на конкурсе и ответственным заказом, Микешин в свои двадцать четыре года проявил незаурядные организаторские способности, сумев привлечь к исполнению монумента целую группу известных скульпторов - И. Н. Шредера, М. А. Чижова, А. Н. Лаверецкого, Р. К. Залемана, А. М. Опекушина, А. М. Любимова, П. С. Михайлова.
Говоря о памятнике "Тысячелетие России", следует иметь в виду не только его непростую многофигурную композицию. Сложны и противоречивы сам замысел, идея монумента. С одной стороны, стремление его творцов воздать должное истории России, ее культуре, лучшим ее сынам. С другой - то, что шло от правительственных кругов и лично от самого царя Александра II,- подчеркивание роли царствующего дома Романовых.
Середина XIX столетия, когда создавался памятник, была для скульптуры переходным временем. Совершался решительный поворот от преобладавшего классицизма к реализму. Отзвук предшествующего периода отчетливее всего ощущается в верхней части композиции - в аллегорической фигуре "России" и стоящего ангела с крестом. Реалистические устремления наглядно проявились в разработке многофигурного скульптурного фриза-горельефа, опоясывающего нижнюю часть монумента.
А вот любопытная подробность:
На памятнике "Тысячелетие России" в Новгородском кремле над фигурами российских просветителей реставраторы обнаружили отлитое в бронзе известное матерное слово из трех букв. Как считают специалисты, надпись была выполнена еще во время возведения монумента в середине XIX века.
![](http://www.bazhenov.com/photo/albums/userpics/millennium1.jpg)
фото с сайта
http://www.bazhenov.com