Лучший Друг Форума
Регистрация: 14.12.2007
Был(а) у нас: 13.07.2020 11:31
Сообщений: 1,726
Пол:
|
Хаим Поток-3
Библия по-странному сдержана в повествовании об Исааке. Он кочует меньше, чем его отец. Он пытается заниматься сельских хозяйством. Бох является ему и повторяет обещание, данное Аврааму. У него рождаются близнецы: Эсав-первенец и Яков.
Эсав продает Якову свое первородство. Сущедтвует запись из Нузи о продаже первородства младшему брату за трех баранов. Это было достаточно обычным делом.
Исаак, ослепший от старости и страстно желающий благословить первенца, говорит: "Вот, я состарился;, не знаю дня смерти моей". Один из текстов Нузи по делу о наследстве начинается так: "Теперь, когда я состарился..."
Слова Исаака имеют социальное и юридическое значение; они связывающи и неизменяемы. Эсав продал свое первородство Якову, но предсмертное благословение Исаака восстановит его статус, проданный в импульсивный момент. "Что касается сына моехо Зитрешупа" читаем в табличке из Нузи, "я сперва отменил наше родство; но сейчас я восстанавливаю его положение как моего сына. Он мой старший сын, и получит двойную долю."
Но Эсав становится жертвой хитрого заговора. С помощью Ревекки, отдававшей предпочтение Якову, сомневающийся переодетый Яков крадет благословение брата у слепого запутанного Исаака. Эсав, по просьбе Исаака ушедший на охоту за дичью для праздничного ужина, возвращается. Сцена, последующая его возращению, заряжена болью и ужасом, когда все участники ее начинают осознавать огромность обмана. Эсав разражается горькими слезами. "Благослови же меня тоже, отец". Но слова, произнесенные Исааком, не могут быть повернуты вспять; благословение несет в себе святость и силу воли, которые невозможно отозвать назад. "Неужели не оставил ты мне благословения?", умоляет Эсав. Исаак молчит. Эсав рыдает. Благословение Исаака, когда оно наконец произнесено, получается слишком коротким и неудовлетворительным. Эсав в гневе. Он убьет брата, как только умрет Исаак. Ревекка узнает об этом и уговаривает Якова бежать к ее брату Лавану, в Харан. "Недай мне потерять вас обоих в один день". Убийство Якова Эсавом привело бы к смерти Эсава через кровную месть или какое-нибудь наказание.
Благословение, украденное у Эсава, обещало Якову богатства в земледелии. "Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина." Исаак надеялся, что кочевой жизни наступит конец.
Яков бежал в Месопотамию. Пришли двадцать лет изгнания. У колодца в Харане Яков встретил Рахиль, дочь Лавана. Импульсивный поцелуй, которым он приветствует ее, Кальвин считает редакторской промашкой Моисея.
В начале Лаван - гостеприимный хозяин, образец семейного единства. Он обнимает Якова, целует его, принимает в свой дом. "Ты моя плоть и кровь", говорит.
Проходит несколько недель. Лаван затевает хитрый план. Семь лет службы Якова награждаются нежеланным браком с Леей, старшей сестрой Рахили. Он отдает Якову Рахиль за добавочные семь лет. Затем хачинаются шесть лет непрерывных стычек двух сестер, и взаимной ненависти между Яковом и Лаваном. Таким образом, намекает Библия, Яков заплатил за мошенничество против Эсава.
Сыновья Лавана начинают замышлять против Якова. Он собирает свою семью и пожитки, и спасается бегством.
Рахиль крадету отца статуи домашних богов и прячет их у себя под седлом. Согласно законам Харана, владение статуями богов отождествляется с юридическими правами на имение. Рахиль знает, что ее отец никогда не отдаст статуи и имение по доброй воле.
Яков и его семья пересекают Эфрат и идут в сторону холмистой равнины Гилада. Лаван нагоняет их, изображая раненого человека с добрыми намерениями. Но его главный интерес - статуи. Он обыскивает Якова и окружение, и, благодаря находчивости Рахили, остается ни с чим. Лаван заключает пакт с Яковом: у Якова не будет других жен, кроме дочерей Лавана. "Яков поклялся страхом отца своего Ицхака."
Лаван поцеловал дочерей и внуков и пустился в обратный путь в Харан. Кланы Лавана и Якова больше никогда не пересекутся. Патриархальная связь с Месопотамией разорвана.
Совершенно другой Яков возвращается в землю Ханаана - больше не мошенник, человек, обремененный воспоминаниями о двадцати годах изгнания и услужения. Его трансформация изображена в Библии как таинственный ночной бой с неземным существом. Яков выходит из ужасной битвы с новым именем - Израиль; точное значение этого слова до сих пор не известно; некоторые исследователи считают, что это имя какого-то другого патриарха, также шедшего со своим кланом из Месопотамии в Ханаан.
Совершенно другой Эсав встречает его - любящий, он обнимает Якова, целует его, плачет от счастья. С ним - четыреста наемников, и сам он - человек с недюжинным богатством. Яков предлагает ему дары, чтобы усмирить его ожидаемую ярость. "У меня есть достаточно, брат", говорит Эсав. "Пусть твое остается твоим. Яков настаивает. В конце концов Эсав принимает дары. Братья расстаются с теплотой.
Яков идет в город Шхем. Он покупает землю возле Шхема у живущего в нем Хамора. Он надеется прекратить скитания и осесть в этой земле, но его единственная дочь Дина изнасилована сыновьями Хамора. В месть за это ее братья Симеон и Леви обманом убивают всех мужчин Шхема, после этого разграбив сам город. Яков полон горечи и раскаяния. "Вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли."
Они покидают Шхем и идут в Бетель. Там Бог является якову и возобновляет союз. "Землю, данную мною Аврааму и Исааку, даю Я тебе; и отпрыскам твоим, какие родятся, отдаю я эту землю."
Они покидают Бетель. По дороге на Вифлеем Рахиль умирает при родах. Яков воздвигает колонну на месте ее захоронения. Ребенок назван Беньямином.
Затем, как нам сказано, Яков "обосновался на земле".
Его престарелые годы не менее мучительны, чем его молодость. Ему еще придется пережить ужасающую весть о "смерти" его любимца Иосифа, первенца Рахели.
Яков измотан возрастом и скорбью, когда в Ханаане наступает голод. У его сыновей уже собственные кланы. Многие семьи спасаются от голода в Египте, как когда-то Авраам и Сара, поселяясь в дельте Нила. Другие остаются переждать голод в земле обетованной.
Евреи поселились в Ханаане и Египте. Странствия патриархов закончились.
Египет
Тихий Нил
Века прошли в тишине и покое. Потомки Якова жили достаточно мирно в ранние дни заселения Египта, бессомненно благодарные добродетельной ритмичности Нила.
Нил течет на север по двутысячемильному руслу, из Хартума в Судане, в Средиземное море. Его питают Белый и Голубой Нил, которые в свою очередь - творения тропических дождей экваториальной Африки. За сотни тысяч лет существования река создала себе долину - в некоторых местах шириной всего в одну милю - в извесняковой и пещаной пустыне, затем разделилась на развилки - семь в древние времена, сейчас только две - в своем беге через дельту в море. Часто высокие обрывы подбираются прямо к воде, не оставляя простора для обработки земли, затем спускаются в пустыню и дальнюю гряду розоватых холмов. Река ярко отражает голубое небо и золотое языческое солнце.
Но бегущая лента реки вряд ли самам по себе создала экстраордирарный мир древнего Египта. Тот мир - та цивилизация - появился как уникальный ответ отдельных представителей рода человеческого той объективной реальности, которой была река, медленно и плавно поднимавшаяся в своих берегах в одно и то же время год за годом, и также медленно и плавно отходившая, оставляя за собой богатую почву, полную горным илом - натуральным удобребием. Древние египтяне называли свою страну Ке,ет, черный остров. Позже греки назвали ее Египтом, как название всего района Мемвиса: Хи-ку-пта, дом духа бога Пта.
Наполнение Нила, начинавшееся в июле и подходившее к концу в сентябре, было обусловлено выпадением обильных дождей южнее Четвертого водопада, в земле, называемой сейчас Эфиопия. Река постепенно раздувалась и наступала на север. "Египет весь превращается в море", писал греческий историк Геродот в пятом веке до н.э., " и лишь города остаются над водой, как эгейские острова".
В доисторический период Египет был разделен на две отдельные страны. В каждой стране были свои боги и свои племена. Древние Египтяни также называли свию страну "страной трех земель", всегда помня о разнице между открытым водным миром дельты на севере, и длинной долиной из известняка и песчаника на юге. Долина была полна болот, в которых папирус и тростник росли выше человеческого роста. Низменности были полны быков, антилоп, дичи и хищников. Археологи, занимающиея раскопками кладбищ, находят различные пласты культур доисторического Египта.
Исходя из находок в могилах, мы заключаем, что люди были африканской расы. В их языке просматривается серьезный семитский элемент. Как у хамитов - африканцы, согласно Библии, есть потомки Хама сына Ноева - появились элементы семитского языка, до сих пор остается тайной, и поддерживает версию археологов, считающих, что в пре-династический Египет проникали семитские племена неизвестного происхождения; смешавшись с местными племенами, они повернули замлю на путь цивилизации.
Люди, жившие в деревнях и встревоженные ростом населения, приняли то же решение, что и шумеры в южной Месопотамии: они начали осушать болота и контролировать разливы Нила. Были построены резервуары для сбора сточной воды; прорыты каналы, оросительные канавы продлевали жизнь земле, высыхавшей после отливов.
Случались войны между северным и южным Египтом за права на воду. Какое-то время Нижний Египет - район дельты - контролировал Верхний Египет. Потом около 3000г. до н.э., вся земля внезапно объединилась под одним правителем, южным царем по имени Менес или Нармер - считанные списки египетских царей расходятся в этом вопросе - предположительно основателем Первой династии. Так же внезапно появилась письменность, и Египет пересек рубеж в историю.
Примерно через триста лет и династией позже Египет привел в существование все основные формы его цивилизации: полностью организованное государство, квалифицированное делопроизводство, социальную иерархию, конвенциональное искусство, технические навыки, письменность, иногда высеченную на каменных картинах, поддерживаемые священниками в их оригинальном состоянии на протяжении почти трех тысяч лет - мы называем это иероглифами, священной резьбой - громадные строительные проэкты и правитель, приравненный к богу.
Подобная внезапность перемен озадачивает. Цилиндрические печати и другие фдормы и мотивы шумерского искусства - герой, стоящий меж двух диких львов; мониментальная украшенная кирпичная архитектура - были найдены в Египте, датированном периодом прямо перед первой династией. Ничего египетского еще не было найдено в столь раннем Шумере. Создается впечатление, что Шумер был ранним катализатором египетской цивилизации - не через захват, а через торговлю. К 2700г, началу Третьей династии, культурная связь с Месопотамией исчезла, и Египет задал курс цивилизации, длившейся три тысячи лет.
Египтяне не звали своих правитилей фараонами до примерно 1500г до н.э., на полпути их цивилизации. Это слово означает "большой дом", и относилось изначально к месту, а не к жильцу. Ранние египтяне величали своих правителей разными титулами: Хорус, бог-сокол, божество неба; Царь верхнего и нижнего Египта; царь двух земель; сын Ре, бога солнца.
Были и другие титулы. К правителю не обращались по имени, которое он носил, будучи принцем; даже написание его было святотатством; таким образом, даже писцы заключали его в специальный овал - картуш - для отделения его от других слов.
Несмотря на то, что египет был под абсолютной власью, властитель не был тираном; египтяне не были рабами. Он был богом, согласившимся править ими. Служа ему, египтяне служили сами себе. Неизвестно, сколько столетий прошло, пока концепция царя-бога не укоренилась в египетской цивилизации. Она полностью существовала уже в период Двух земель.
Ранние египтяне не оставили после себя письменной истории; они не обладали чувством линейной истории, времени и событий, ведущих в будущее. У нас есть фрагменты хроник и анналом, описывающих время как период правления: они датировали годы по событиям - "рождение двух детей у царя Нижнего Египта." Частичные списки царей были найдены на фрагментах папируса, называемого сейчас историками "Туринским Царским Канонон", и на камне в Палермо. Египетская история восстанавливается по подобным осколкам прошлого.
Где-то около 300 г. до н.э., ближе к концу творческой истории Египта, египетский священник по имени Мането написал египетскую историю от самого раннего периода до 323г. до н.э., когда Египет перешел под власть Птоломея, после смерти Александра Великого. Этот труд известен как "Египетская история", он не сохранился. Фрагменты его дошли до нас в качестве цитат в работах других древних историков.
Каждая книга, прочтенная мний по египетской исстории, использует аккуратнуюшематическую структуру, созданную Мането для описания династий. Тридцать династий и три тысячелетия представлены мането следующим образом. Ранний династический период, начавшийся с Менеса, илил Нармера, длился примерно с 3000 до 2700гг до н.э. Затем были три плато, две долины и долгий медленный упадок: Старое царство (2700-2500 гг. до н.э), Среднее царство (2000-1800гг. до н.э.) и Новое царство (1600-1100гг. до н.э) охарактеризованы монументальным строительством, сильным централизованным правительством, и присутствием, путем завоевания, торговли, или обоих способов, далеко за пределами Египта; во время промежуточных периодов, следовавших за Старым и Средним царствами, строительство замедлялось, централизованное правление фараонов разваливалось, знать прорывалась к власти в областях, международная позиция Египра ослабевала; последниее восьмисотлетнее скольжение вниз приводит к окончанию Нового царства, Египтом правят фараоны-чужаки, затем его захватывают Персия и Александр.
Два последующих события не могли быть предсказаны Мането: Египет завоеван Римом в 30г. до н.э.; около трех столетий спустя земля обращена в христианство, и древний египет перестает существовать.
Не только Нил ассоциируется у нас в сознании с Египтом, но и пирамиды, невероятные гробницы древних фараонов. Монументальные пирамиды были построены во время Старого царства, примерно в 2660-2500гг до н.э., в то же время когда Шумер, на другом конце Плодородного полумесяца, достиг пика своего развития. Более мелкие пирамиды Среднего царства, равно как и гробницы знати, найденные в Сиуте, Берше и Бени Хасан в центральном районе Египта, были построены примерно в то время, когда Авраам путешествовал из Ура в Харан, затем в Ханаан и Египет, стараясь избежать голода; в росписи одной из стен в богатой гробнице в Бени-Хасан есть картинка, изображающая азиатов входящих в Египет, чтобы попросить пищи. (Египетский термин 'A'mu-hryw-s переводится специалистами ка `А`му живущие в песках; для древних египтян это означало "азиаты" или "люди с востока"; ученые не знают точного значения слова `А`му.) Фараоны Нового царства строили огромные храмы в Фибах и в округе, как и новые города дельты. Большую часть строительных работ делали потомки Авраама, евреи, осевшие в Египте.
Мы видим египтян Старого царства в застывших позах во множестве музеев во всем мире: невысоких, худых, черноволосых и темноглазых, у мужчин цвет кожи темно-коричневый, у женщин - светло-желтый. Мы видим их охотящимися в пустыне, забивающими животных, растящими домашнюю птицу. Детей, перетягивающих канат. В гробнице доктора была найдена картинка, на которой молодые люди проходили обряд обрезания. Не найдено картин молящихcя людей, кроме самих царей; также нигде нету статуэток богов, кроме пирамид. Только царь-бог мог попасть в мир богов. Другие могли войти туда только через него.
Мы видим крестьян пашущими, поливающими, собирающими урожай. Чернозем настолько драгоцене, что не может быть использован для постройки постоянных дорог; они плавают в лодках по Нилу и каналам. Фараоны и изображения бого плавают вверх и вниз по течению, вместе со знатью, местными правителями, писцами - и крестьяне, живущие в землеобрабатывающих деревнях, рассыпанных поп всей земле.
Век за веком эти деревни оставались на одном и том же месте; глупо было перестраивать их где-то в другом месте и портить плодородную почву. Сегодня они похоронены под тысячелетиямиобрабатываемой земли. Египетские дома были построены из глины Нила, с деревяными подпорками и перекрытиями из пальмовых стволов. Стены тонкие, часто сочных цветов, с тонкими ковриками на окнах. Дома богачей были легкой постройки, просторными, в них были спальни, ванные, помещение для слуг, корридоры, столовые, кухни, кладовые. Вокруг было много тенистых деревьев, зелени, ухоженых садов. Египтяне любили деревья, парки, цветы. Деревья были друзьями влюбленных.
Мухи и комары донимали крестьян, трудившихся в долине Нила, как и сборщики налогов, судьи с сомнительной репутацией, жар во время эпидемий, и саранча. Крестьяне жили в хижинах вместе с животными. В сезоны покоса и жатвы труд на полях был тяжелым; но даже крестьяне могли позволить себе несколько глотков из меха вина, или вздремнуть в тени во время перерыва.
Мы раскопали частные дома Шумера, и можем рассмотреть их. Египетские города были в основном культовыми и административными центрами. Дома горожан не были построены из камня, слишком дорогого для них; к тому же, камехь только удерживал жар внутри дома, не выпуская его наружу, что было необходимо в летнюю жару в долине Нила. Записи о жизни обычных горожан не распались почти бесследно под слоями земли.
Мы видим три тысячи лет египетской цивилизации сквозь сомнительмую линзу полураспавшихся документов, поврежденных произведений искусства и случайных находок. Это все, что осталось от Египта - официальные записи, разрушенные храмы, разграбленные гробницы, и почти никаких домов, городов или дворцов. Даже более, чем в случае с Месопотамией, ученые настаивают на осторожности в суждениях.
Мы должны начать с Нила и бога, предсказывавшего и определявшего его ежегодные подъемы и спуски, правителя Египта, Господина Двух Земель.
Египтяне старого царства чувствовали себя благословенными богами. Не было собрания богов для обсуждения судьбы людей; не было неуверенности в обозримом будущем. Солнце вставало и садилось день за днем в синем небе. Нил разливался и убывал каждый год. Было много бедности, но не голода - только если Нил не поднимался на достаточную высоту. Действительно, люди были благословенны богами.
Все зависело от бога, правившего страной из большого дома в Мемфисе. Без него мие вернулся бы назад в хаос, правивший всем до начала мироздания. Откуда же он появился, этот бог - правитель Двух Земель?
Холм, где появилась первая зелень из моря хаоса, был местом явления Атума, первого бога. "О Атум-Хепрер, ты был на самой вершине древнего холма", гласит текст, использованная для посвящения пирамид шестой династии в двадцать четвертом веке до н.э. Атум создал две пары богов: Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влажности; Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Они в свою очередь создали Осириса, изначально, скорее всего, лишь бога растительности, но ставшего царем и судьей мертвых, и Изиду, богиню плодородия, жену Осириса и мать Хора, бога, правившего Египтом ка Господин Двух Земель; бога Сета, брата и убийцу Осириса, чье расчлененное тело найдено и воскрешено Изидой в мифе, напоминающем шумерский миф о Думузи; и Нефтис, богиню женщин.
В другом рассказе о сотворении мира Пта, бог столицы Мемфиса, создал остальных богов. Он творил с помощью мысли и слов. "...Весь божественный порядок был создан мыслью сердца и командой слов", сообщает документ, датированный 700г. до н.э.; ученые считают, что это ссылка на другой документ, датированный двумя тысячелетиями раньше. "Итак, Пта был удовлетворен (или, "Пта отдыхал") после того как сотворил все..."
Существуют мифы о ссорах богов в борьбе за власть над Египтом, отражающие реальные войны за объединение земли. Поздние периоды произвели другие рассказы о сотворении мира, и других главных и второстепенных богов. Три тысячи лет египетской цивилизации оставили нам непостижимый уму пантеон божеств, в то время ка фараоны, священники, города и знатные семьи боролись за власть. Но все это было в будущем. Египтяне Старого царства не считали это своей заботой. Они считали себя избранными своими богами за дары, и были благодарны за привилегии цивилизованной жизни.
Жизнь была для них одним плавным, гармоничным единством. Не было черты, разделявшей природу, человека, богов. Все было просто; все существа были созданы из одной неизменной массы; различия были, но только в ранге; у всех были одинаковые нужды, и ко всем необходимо было одинаковое отношение.
Когда-то боги жили на земле, чувствовали радость и горе, женились, рожали детей, умирали. И тем не менее они живут и сейчас, справляют нужды, пользуются властью над людьми; поэтому их нужно кормить, почитать, успокаивать. Слово "храм" по-египетски звучало как хет-натжер, замок бога.
Живущий принц тоже имел нужды, он - бог. Его дворец назывался пер ен анхив, дом живых.
Плавная грация антилопы, устрашающая свирепость льва, сила челюстей крокодила, плодовитость барана - разумеется, животные ближе к естественному порядку вещей, чем спотыкающийся непримечательный человек. У многих египетских богов были лица животных, характерных долине Нила. У животных тоже есть нужды. Они жили в довольстве в некоторых храмах: крокодилы, кошки, буки. После смерти они были муммифицированы.
К началу Первой династии, незадолго до примерно 3000г. до н.э., египтяне начали придавать своим богам человеческие формы. Но традиции умирают, если они вообще умирают, с медлительмостью тающего ледника; поэтомы роспись египетских гробниц полна богов полулюдей-полуживотных. Почему бы и нет? Ведь весь мир был единой реальностью.
Никакая черта не отделяла жизнь от смерти, а смерть - от загробной жизни. У мертвых тоже есть нужды. Египтяне называли гробницы хет ен енхех, замок вечности.
Боги, люди, природа, мертвые - разные лица одной жизни.
Живым необходима пища и одежда; необходимо это и мертвым. Умереть - означало всего лишь перейти из одного состояния жизни в другое. Переход этот совершался при помощи специальных хему-ка, священников или слуг души (высший класс священников назывался хему-хатжер, слуги богов), которые переносили умиравших в новую жизнь с помощью песнопений и магических движений, включенных в веп-ро, церемонии открывания рта. Но нельзя было зависеть от кого-то в заботе о собственных нуждах. Поэтому египтяне проводили большую часть жизни в подготовке гробницы к собственной смерти.
Египтяне не страдали от всепоражающего страха смерти; они не почитали умерших предков. Они понимали, что их последующая жизнь будет непохожа на ту, которую они живут на земле. Тем не менее они верили, что у него будут все те же нужды, что и в предыдущей жизни. Они жили в страхе какой-нибудь неудачи при переходе из одной жизни в другую, и как следсвие испытать голод, жажду и холод. Для уменьшения этого страха нужно было как положено подготовить гробницу, со стенами, расписанными деяниями умершего, его телом, подготовленным к вечной жизни, и свитками папируса, содержащими магические формулы. Гробница была жизненно важной точкой фокуса в процессе перехода из одногй сферы жизни в другую, из смерти в жизнь после смерти.
В посмертной жизни Господин Двух Земель присоединялся к компании бога солнца, или становился Осирисом, властелином мертвых; эти две идеи не волновали до-логические египетские умы, напоминавшие склад, до краев наполненный различными, иногда прямо противоположными идеями и верованиями, не тревожившимя друг друга и хозяина. Вельможи царя в этой жизни будут прислуживать ему и в их загробных жизнях. Крестьяне будут работать на их хозяев. Египтяне из высшего класса верили, что они будут продолжать так жить и в загробном мире. Картины в гробницах изображают их идеи о загробной жизни: катание на лодках по Нилу, пикники с семьей и друзьями, наслаждение вином в тенистом саду. Некоторые желали присоединиться к Осирису в его форме бога растительности и принимать участие в весеннем оживлении земли. Другие мечтали стать звездами.
Но даже после того как Анубис, шакалоголовый бог муммификации, или Хор, или Осирис - зависело от картин в гробницах - взвесил сердце в соотножении к иероглифическому знаку в поиске правды и помог перейти в вечность, египтянин все же жил внутри своей гробницы. Его сохраненное тело, украшенное драгоценностями муммифицированное по уникальному секретному рецепту - если тело распадется - это все равно как если вы его и не было вовсе - будет навечно служить формой для вечного внеземного существования. Поэтому гробница должна была быть так же красива, как дом, и, для предотвращения грабежа, закупорена как заблокированная пещера. Некоторые гробницы Второй династии было оснащены туалетами. Богатая горбница будет одарена; со священниками Ка составлялись специальные соглашения, по которым они (священники) должны были читать регулярные молитвы, обеспечивающие беспроблемный переход в следующую жизнь, и периодически приносить пищу голодным покойникам. Ни один египтянин не мог положиться на свою семью в верности и набожности.
К покойным можно было обращаться; часто у них просили заступитья перед богами за живущих. Мертвый враг был самым серьезным источником страха. Он мог вернуться и принести опустошение и тьму. Против подобных страхов были специальные заклинания, не всегда, однако, эффективные.
Несмотря на озабоченность смертью, это был далеко не мрачный мир. Если верить картинам из гробниц, египтяне Старого царства жили в избытке самодовольства и богатства, в высокомерии порожденном удовлетворенностью достижениями, и с чувством неизменной сохранности, дарованной окружавшими пустынями, которые не пропускали грабителей.
Не было регулярной армии. Когда армия была необходима для нападения или кампании против Нубии или азиатов, объявлялся призыв. Писцы путешествовали по провинциям, собирая молодых мужчин. Женщины плакали и стоналибоги, конечно, были везде - городские, деревенские, национальные боги - но египтяне жили с ними всеми в гармонии. не было абстрактного понятия этики, кроме принципа маат, термин трудный к объяснению и изменявшийся много раз с течением времени; в Старом царстве он подразумевал едино принятую неизменную систему отношений - фараона к богу, правителя к управляемым, человека к природе, слуги к хозяину. Каждый знал свое место в этом порядке; но способности, прозорливость и тяжкий труд могли принести продвижение, власть и богатство. А с богатством каждый мог построить большую гробницу, одарить ее и обрести вечную жизнь. Класс писцов, необходимый для правителей и знати в слаженном функционировании Египта во всей его сложности, был по сути дела дверью к высшим эшелонам власти и богатства. Научиться писать означало поднятрься над другими.
Древний египтянин связывал свое временное существование с безвременьем религии, магии и гармонии космоса. он был уверен, что его представительная гробница, ее одарение и благоволение царя-бога приобретут ему бессмертие. Если считать бессмертием Британский музей или Лувр, то хотя бы некоторые из этих приобретений достигли цели.
Около 2700г до н.э египтянин по имени Имотеп - священник, маг, автор мудрых притч, врач, визирь и архитектор Джозера, Властелина Двух Земель и возможного основателя Третьей династии - спроэктировал и построил прямоугольное здание, около мили в периметре. Это самая ранняя каменная структура, когда-либо построенная человеком. Прямоугольная гранитная комната под зданием была царской гробницей. Были там и подземные апартаменты для духа царя. Террасированные стены строения поднимались на высоту двухсот футов. Оно до сих пор стоит в пустыне на запад от Мемфиса. Архитектурно оно представляет собой переход от старой формы захоронений, проводившихся в гробницах кубической формы, называемых Мастаба, и треугольными пирамидами будущего. Мы зовем это строение ступенчатой пирамидой. С этой конструкцией начался век пирамид.
Спустя почти век, Хуфу - известный под именем Хеопс, данном ему греческим историком Мането - царь Четвертой династии, соорудил величайшую из всех пирамид: 481 футов высотой, построенную из более двух миллионов блоков желтоватого известняка, каждый весом две с половиной тонны. Работники - крестьяне, незанятые в период разливов, когда землю было невозможно обрабатывать, - перевозили блоки в лодках из карьеров к месту строительства. Геродот утверждает, что на строительство пирамиды потребовалось сто тысяч людей и двадцать лет. Но он по-видимому пересказывает то, что услышал от проводника. Более аккуратной цифрой будет около четырех тысяч строителей, работавших в бригадах из восемнадцати-двадцати человек три месяца в году, во время разлива Нила. Если взять во внимание тот факт, что египетская технология того времени была ограничена рычагом, валом, наклонной плоскостью и, возможно, длинными медными пилами для вырезывания каменных блоков, физический труд, необходимый для создания этих гробниц, не поддается ввображению. Тем не менее, строители, по-видимому, работали с радостью. Один из старших мастеров писал в рапорте, что они трудились "так, что ни один человек не показывал следов усталости или жажды, и возвращался домой веселым, наевшись хлеба, напившись пива, как будто после веселого праздника".
У них, скорее всего, была веская причина для веселья. Они принимали участие в причастии к бессмертию, бывшего судьбой бога, под властью которого они жили. В то же время, их чувство единства и нации были усилены массивным организованным усилием всего народа. Ощущение местной племенной преданности ослабло. Строительсво пирамид могло быть вполне осознанным способом ускорения процесса объединения нации в древнем Египте - что может объяснить странную деятельность Снофру, основателя Четвертой династии, который, как оказалось, построил для себя три пирамиды. Неизвестно, в какой из них он был погребен.
В течение почти двухсот лет, в периоды Третьей и Четвертой династий, гигантские пирамиды строились одна за другой. Каждая была центром огромного захоронного комплекса, включавшего в себя и храм, в котором возносились молитвы и приносились жертвы во имя погребенного правителя, которому теперь поклонялись как богу. Пирамиды более поздних династий были меньше; многие были построены из глиняных кирпичей. В какой-то момент тесный ряд пирамид протянулся от дельты, возле современного Каира, на юг до Хартума, на расстояние более полутора тысяч миль. Неизвестно, сколько всего пирамид было построено. До даших дней сохранилось восемьдесят.
В году примерно 2250 до н.э. Египет стал распадаться на отдельно управляемые районы и города. Старое царство подошло к концу, обессиленное рядом слабых правителей Шестой династии и экономически невыгодной концентрацией национального богатства для постройки пирамид и ухода за ними. Специалисты по бальзамированию, производители гробов, священники для усопших, каменщики, строители, художники, лодочники, перевозившие камнь по Нилу, сторожа скотных дворов и складов, сотни тысяч рабочих, которые нуждались в пище и крыше над головой - смерть царя-бога дорого обходилась древнему Египту. Два элемента, создавших Старое царство, в конце концов разрушили его: царь-бог и его гробница. Все записи оборвались. Египет погрузился в тьму.
Нил обратился в кровь. Людей мучила жажда. Чума нашла на землю. Дарящая жизнь река перестала разливаться и пересохла. Можно было ходить пешком по сухому руслу. Солнце перестало светить. Посевы погибли. Дети принцев были убиты. Дикие звери бродили по земле; невозможно было их прогнать. Анархия процветала. Люди бежали и з городов к безопасности кладбищ.
Так египетская литература позже описывала два разбитых столетия, последовавших за дезинтеграцией Старого царства. Литература имеет право на преувеличения для описания положения: человеческий хаос проецировался на хаос в природе. Нил продолжал разливаться; солнце сияло. Но анархия была реальной. Восьмая династия Мемфиса развалилась. Новые одновременные династии появились в Фебах и Гераклополисе. В северном и южном концах Верхнего Египта были свои цари-боги. Шла постоянная гражданская война.
"Кто был царем? Кто не был им?", вопрошает шумерский "царский список" об ужасах, творившихся в то же самое время в южной Месопотамии после распада Аккадийской империи в 2100г до н.э.
Царствовал хаос.
В 2000г. до н.э. новая династия пришла ко власти в Фибах. Двенадцатая династия вошла в историю Египта с царем, воспевавшим бога Амуна Фибского, чье имя он сделал частью своего. Звал он себя Аменемхет, амун-наиважнейший, и добавил к своему царскому титулу звание Вехем-Месвет, повторитель рождений, указывая таким образом, что он видел себя и свою эру как предвестников возрождения - примерно через сто пятьдеят лет после подобного возрождения Шумера под властью Третьей династии Ура. Бог, воспеваемый им, Амун, т.е. спрятанный, был невидимым богом дыхания всех живых существ.
Новый царь, осознавая трудности управления больший страной из города на самом юге, переехал из Фиб в район к югу от Мемфиса. Он был мудр, коварен, и правил страной до глубокой старости, возобноввив торговлю и авторитет трона, и укрепив границы на юге против вторжения Нубии, и на севере против бедуин. Период Среднего царства начинается с его правления. Хаос пришел к концу.
На тридцатый год его правления, в то втремя как его старший сын был с военной кампанией в Ливии, на Аменемxета было совершено покушение во время заговора гарема его соперником-претендентом на трон; гаремы были не только уютными гнездышками соблазнительных девиц, но и логовами змееподобных мамаш, желавших власти своим сынкам.
Сын Аменемхета, Сесострис, правивший как ко-регент с царем в течение десяти лет, возвращался из Ливии, когда гонец нагнал их с вестью о смерти его отца. Молодой человек по имени Синухе, придворный, подслушал весть. Охваченный страхом перед новой гражданской войной между двумя фракциями, претендовавшими на трон - точые причины его страха неизвестны; он мог быть сам участником заговора - он дезертировал из армии и бежал на юг, через Нил и каменно-песочную пустыню, названную египтянами Дешрет, Красная земля, дом злых духов и мертвецов. Он достиг земли Ханаана в 1962г. до н.э., за несколько десятилетий до прихода туда Авраама из Месопотамии. Рассказы о его приключениях, найденные на папирусах, показывают мир аморитов глазами египтянина.
Помог ему шейх.
Он лежал, умирая от жажды где-то в пустыне недалеко от Большого Черного озера к северу от Суэцкого залива. Его нашли азиаты - Бродящие по пескам. Их предводиттель, побывавший в Египте, узнал его, и напоил водой и кипяченым молоком. Он принял египтянина в свое племя.
Синухе путешествовал из одного района в другой, и осел где-то в северной Палестине; точное местонахождение неизвестно. Земля была сельскохозяйственной, со стадами, недалеко от пустыни, где можно было поохотиться, и дороги, которой пользовались египетские курьеры. Он описывал ее как "хорошую землю под названием Яа. Росли в ней инжир и виноград. Было в ней больше вина, чем воды. Богата была медом, обильна маслинами. Фрукты любого сорта росли на деревьях..."
Он рассказывает, как жил с аморитским племенем, чей шеих полюбил его и отдал ему в жены свою старшую дочь. Со временем, Синихе стал предводителем армии шейха. Аморитские племена в том районе были неспокойны. Они вступали в стычки с предводителями прилегавших территорий, и Синухе присоединялся к ним в боях. Он называл этих предвпдителей хекау-хазут или хик-хаз - египетская письменность досйла до нас без огласовок, и мы не можем быть уверены в правильности произношения. Означает это "предводители" или "вожаки чужих территорий". "Каждая страна, против которой я воевал, отступала, когда нападал я на нее, отдавая свои пастбища и колодцы. Я присваивал их скот, увозил их жителей, забирал себе их пищу и убивал людей с помощью моей сильной руки или лука..."
Он вступил в долгий поединок с сильным оппонентом, в ситуации чем-то напоминающей Давида с Голиафом, Мардука с Тиаматом, и толпы на берегу перед стенами Трои. Он провел большую часть жизни, укорачивая жизни других людей.
К старости он стал страшиться смерти на чужбине. Как мог египтянин, любивший свою страну и стремившийся к жизни после смерти, не быть погребен в замке вечности?
Он ошибся насчет гражданской войны в Египте. Сесострис разгромил заговор и правил Египтом с умением и энергией. Он отодвинул южную границу Двух Стран до района между вторум и третьим водопадами, укрепил западные границы против нападения ливийцев, сохранял добрые дипломатические отношения с предводителями племен и правителями мелких государств Ханаана, занимался серьезной торговлей с большей частью Ближнего востока, разработал месторождения диорита и красного гранита для построения шестидесяти сфинксив и сотни статуй, добывал золото в районе Копта, на север от Фив, расстроил почти все храмы в Нижнем и Верхнем Египте и построил себе великолипный похоронный комплекс, включавший пирамиду и храм и напоминавший замки вечности Старого царства. Он был великим царем, и другие цари Средниго царства, его последователи, были не менее великими; статуи царя Сестостриса третьего, с морщинистым озабоченным лицом, показывают глубину беспокойства за страну.
Синухе получил прощение Сестостриса. Он вернулся в Египет, и его свание и почет были возвращены ему. Его рассказ - одна из жемчужин древней литературы Египта.
Египет во времена Среднего царства был страной силы без излишней жестокости, добродетели без слабости, влияния без ненужной наглости. Распад Старого царства демократизировал мир будущего. Похоронные процедуры, ранее зарезервированные лишь для царя-бога, стали доступны и знати, а также любому, кто мог позволить себе расходы на необходимые тексты и снаряжение. Великие гробницы Среднего царства были почти полностью разобраны историками, директорами музеев и ворами. Надписи на гробницах ясно показывают, что местные правители были лояльны прежде всего своей провинцее, и уж потом - царю.
Амун, невидимый спрятавшийся бог Фив, дома царя-бога, был поднят на вершину египетского пантеона, где и оставался в последующие почти два тысячелетия египетской истории. Он слился с богом солнца и был назван Амун-Ре.
За пределами границ страны, египтяне распространились почти во всех направлениях. Они жили в южном Синае, занимаясь добычей меди и бирюзы. Их хорошие отношения с Азиатскими шейхами были запечатлены в статуях гордых бедуинских вождей. Имена шейхов написаны иероглифами - и можно проследить связь между египетскими иероглифами и зарождавшимся семитским алфавитом.
Артефакты Среднего царства - скарабеи, гравированные амулеты в виде навозных жуков, существ воспринимаемых как самовоспроизводящихся представителей бога солнца, используемуе в качестве печатей; статуи египетских придворных; сфинксы царей; статуэтки мужчин и женщин среднего достатка; печать писца визиря; печать управляющего, ответственного за скот; скарабей армейского писца; многое другое - были найдены в современной Палестине и Сирии. Эти находки утверждают либо политическое влияние, либо сильные дипломатические и коммерческие отношения. Никто не уверен в этом, т.к. ни один из властителей Среднего царства не оставил никаких записей о своих действиях в Азии.
Египетские чиновники были в Мегидо в центральном Ханаане, в Угарите и Библосе на северном побережье Сирии - и никому не известно, чем они там занимались. Были дипломатами? Торговыми представителями? Завоевателями? Нет никаких намеков на сильную армию Среднего царства. Создается впечатление, что великая нация нашла другой способ утвердить свое влияние.
Много азиатов поселилось в Египте в период Среднего царства. Они работали скугами в частных домах и в обслуживании храмов. Мы не знаем, откуда они появились; возможно через работорговлю, или как пленные, захваченные в стычках с Бродящими по пескам или как результат набегов на жителей пустыни. Нам вспоминается рассказ о Иосифе.
В те дни египтяне практиковали ритуал, пришедшии из Старого царства, и позже скопированный римлянами и греками. Это, вполне возможно, было обычным делом, включавшим в себя изготовление глиняной фигурки связанного плененного врага и написание на ней проклятий красными чернилами. Иногда проклятия были написаны на небольших глиняных мисках. Затем фигурки или миски бросали на пол и разбивали вдребезги. Осколки захоранивали возле гробниц умерших в Фивах на юге или в Саккаре недалеко от Мемфиса на севере.
Некоторые осколки были найдены и собраны в первоначальное состояние. Ученые называют эти проклятия эксекрациями. Надписи красными чернилами были расшифрованы.
Эти тексты датируются около двухсот лет позже времени Синухе. Они включают списки людей и вещей, опасных для царя. Мертвецы вкючены в список; их духи могут вернуться и вызвать несказанные беды. Имена иноземных царей, племен и людей тоже там; все и вся, таящие опасность для Повелитела Двух Земель, запечатлены на этих ритуально разбитых черепках - да разобьются также все враги! Это было видом магии, призванной рассеять злые заговоры, мысли и деяния реальных или вообразимых врагов.
Цари Ханаанских городов Шxема, Бетшемеша, Акко, Тиры прокляты. Иерусалим, в его первом упоминании в истории, проклят. "Повелитель Иерусалима, Якар-Аму, и все его наемники... которые восстанут, и устроят заговоры, и начнут войны, или будут подстрекать к войнам или восстаниям по всей земле". Нубийцы и ливийцы прокляты. Непокорные члены царского семейства прокляты, Египтяне, мужчины ы женщины, знать и простолюдины, все "кто мог восстать, плести интриги, затевать войны, собираться затевать войны, или затевать восстания, и каздый недовольный кто восстанет" прокляты.
На глиняных мисках перечислены двадцать стран Ханаана - региона, который сегодня, с некоторыме погрешностями, занимают северная Сирия, Ливан и Израиль. На статуэтках их шестьдесят две. Наверняка были и другие, не упомянутые. Весь Ханаан не мог заслужить проклятия Египетского царя. Иногда страны упоминались по главному городу: Ашкелон, Хацор и т.д. Нам представляется страна полукочевых племен и небольших городов-государств, некоторые из них не очень лояльны царю-богу Египта. Одни и те же названия в разных текстах относятся к городам или племенам. Конфигурация страны меняется согласно передвижениям племен. Городская жизнь умирает и снова возрождается. Разбитые миски и статуэтки - единственные записи оставленные нам Египтом с их видением Плодородного Полумесяца, волнений и разрушений, следовавших за передвижением племен, процесса перехода к оседлой жизни.
Нам известно, что они было аморитами. Названия в списках проклятий западно-семитские, и того же типа, что и найдены в клинописной форме в текстах Месопотамии, с ненавистью говорящих об амурру, людей с запада. Их боги также являются богами кочевых и оседлых семитов: Хадад, Эль, Шамаш, Анат, Ваал, бог гор Хар, чье имя носили многие представители народа, вскоре победившего Среднее царство Египта.
Египтяне начинали волноваться. Миски и фигурки ясно показывают широту распространения аморитских племен на запад от Шумера после покорения последнего из его городов-государств. За менее чем столетие Хаммурапи занял трон аморитской династии Вавилона. Где-то в смешении передвигавшихся племен и изменявшихся территориальных единиц были и патриархи с их семьями.
Среднее царство начало разрушаться где-то около 1800г до н.э. Две сотни лет второго переходного периода навсегда изменят лицо Египта.
|