Друг
Регистрация: 12.03.2007
Был(а) у нас: 27.10.2010 08:30
Сообщений: 684
Пол:
|
Пейсах и рецепты на праздник.
Пейсах и рецепты на праздник.
 …С 14 дня первого месяца, с вечера, ешьте мацу… (Шмойс, 12: 18 ).
…В первый день этого месяца пусть возьмут себе каждый по ягненку на семейство…
и пусть съедят это мясо в ту же ночь – (с 14 на 15 нисана), жаренное на огне; с мацой и горькими травами пусть едят его. (Шмойс, 12:3, 8 )
У этого праздника много названий:
ХАГ А-АВИВ – праздник Весны;
ХАГ А-МАЦОЙС – праздник опресноков;
ХАГ А-ПЕЙСАХ – праздник пасхального агнца;
ЗМАН ХЕРУСЕЙНУ – время нашей свободы.
Начиная с 14 на 15 нисана евреи празднуют ПЕЙСАХ семь дней в Израиле, а за его пределами – восемь (в этом году с 6 по 13 апреля).
15 нисана: Творец сообщил Аврааму, что его потомки будут порабощены, а затем избавлены; ангелы пришли к Аврааму и сказали, что у него родится сын от Сары – Ицхак.
15 нисана Ицхак родился, и 400 лет египетского рабства отсчитывают от его дня рождения.
Откуда взялось название Пейсах? Когда наши предки были рабами в Египте, Творец послал на головы египтян десять казней. Самая страшная была десятая – смерть первенцев. В память о том, что ангел смерти перепрыгивал – пасах – через дома евреев, наш весенний праздник называют «ПЕЙСАХ».

Песах (Пейсах, Пасха, Hag ha-pesah) - весенний праздник, отмечаемый с 15-го по 21-й день месяца нисана. В настоящее время Песах празднуется в память главному событию библейской истории, которое считается началом истории еврейского народа - Исходу из Египта и освобождению народа от 400-летнего египетского рабства. Большинство ученых считают, что это произошло в XIII в. до н.э., около 1200 года.

Название праздника - песах (пасха), что означает "прохождение мимо" - возникло в память об ангеле смерти, который проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет.
Однако в основе Песаха лежат два древнейших сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву пашаль - однолетний ритуально чистый ("без порока") ягненок, и праздник первой жатвы (Праздник пресных хлебов, сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб, ритуально сжигался первый сноп нового урожая и только после этого разрешалось из пресного теста выпекался новый хлеб - маца.
Не исключено, что некогда годовалый скот и первый сноп приносили в жертву Лунному божеству. Жетвоприношения совершались в полнолуние первого весеннего месяца, когда злые духи считались особенно опасными. В библейскую эпоху вечером 14-го дня нисана отобранного ягненка или козленка (агнца "от овец или коз") закалывали и его кровью смазывали дверные косяки и притолоку, благодаря чему "губитель" не мог войти в жилище. Мясо жертвенного животного предписывалось съесть в ту же ночь, с пресным хлебом и горькими травами. Кости запрещалось ломать, остатки их полагалось сжечь до наступления утра.

Впоследствии эти праздники были объединены и их стали отмечать в честь Исхода. В память о том, что во время бегства из Египта у евреев не было времени даже заквасить тесто, евреи на Песах вместо дрожжевого хлеба едят мацу - незаквашенный хлеб. Маца ("опресноки") может быть изготовлена из 5 видов злаков, но обычно ее делают из пшеничной муки, которая тщательно предохраняется от подмочки, а тесто - от брожения. Такую мацу называют еще "береженой".
Тесто на мацу замешивают без соли и других приправ, на чистой воде, которая простояла в специальной посуде всю ночь, затем разделяют на небольшие кусочки, раскатывают в тонкие листы и отправляют в печь. Однако маца не всегда была в виде тонких листов. Так, в талмудическую эпоху (II-V в.в) она была толщиной в 4 пальца, в средние века - в палец толщиной, постепенно становясь все тоньше.
В начале 19 века мац была уже совсем тонкой. У иерусалимских евреев существовал обычай дарить на Песах белые, тонкие, как бумага, опресноки всем жителям города, в том числе и не евреям.

Вечерние трапезы двух первых дней Песаха называются Сейдер ("порядок"). Строгий и торжественный ритуал Сейдера предписывает выпить в эту ночь четыре бокала вина, есть хлеб бедности - мацу и закончить трапезу афикоманом - кусочком мацы, отложенным в самом начале Сейдера. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе и едят особые символические блюда.
К таким блюдам относятся пресный хлеб бедности - маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень - марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - харосет, цвет которого напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

Еда раскладывается в определенном порядке на кеаре (ke'arah) - особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся еще три символических блюда, которые не едят: справа, сверху укладывают зроа - прожаренный кусок баранины с косточкой или куриное крылышко (горлышко), в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме; слева - бейца (крутое яйцо), как память о храмовых богослужениях; немеого ниже между зроа бейца укладывают горькую траву марор (кусочки хрена, салат-латук, сельдерей, базилик); слева внизу - карпас - это любой весенний овощ, часто лук или вареный картофель; внизу в середине - тертую зелень (хазерет); внизу, справа - харосет, в состав которой входят фрукты, толченые орехи, вино, имбирь, корица.
В ходе трапезы выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного".
Во время пасхальной вечерней трапезы на стол подаются традиционные пасхальные блюда: салат из яиц с луком, фаршированная рыба, бульон из домашней птицы с кнедликами из размолотой мацы или пудинги, тоже из мацы, жаркое из утки или курицы, компот из сухофруктов. Распространены также различные блюда из мацы (маца с яйцом и маца в шоколаде), различное сладкое печенье (медовое, с корицей, с имбирем), бисквит, в который вместо муки кладут толченые орехи, медовые пироги с корицей и орехами.

В конце ужина съедается припрятанный кусок мацы - афикомана, после которого есть ничего нельзя, можно только выпить 2 бокала сладкого вина, которое также является обязательным к этой трапезе
Говорил Моше евреям:– Выходите поскорее!
Толковал он фараону:– Ты послушай Аарона!
Станет кровью здесь вода,И протухнет навсегда.
Я упрямства не спущу,И лягушек напущу!
Станут квакать те лягушки И в кадушке,
И с подушки,И в квашне,
И в животе.Мало?
Будут всё в нарывах,И во вшах,
И в струпьях стылых.Прибегут к тебе крича:
– Высылай их сгоряча.Звери дикие придут,
Разорвут всех и убьют.А еще здесь будет мор,
И заплачет весь твой двор.Градом выбьет и жнивьё.
Саранча покроет все.Мало?Будет казнь тьмой,
Вымрут первенцы толпой.Испугался Фараон.
Закричал:– Пошли все вон!
Фараон забил тревогу,Позабыл свою он тогу,
Всех послал искать Моше:– Выходите поскорее,
Распроклятые евреи!Надоели мне уже!
Жертву – Пейсах мы доели,Но собраться не успели.
В спешке вышли за Моше.Море встало вдруг стенами.
Фараон погнал за нами.Простер посох свой Моше,
И сомкнулись воды сами.Трупы вынесло волнами.
Мы хвалу запели Б-гу Вместе с Мирьям и Моше.
Рабами мы были в Египте.Сегодня – свободный народ.
Сказали нам: «Тору примите»!И вышли в нисане в поход

|