Название: Маленькая продавщица спичек |
Оригинальное название: La petite marchande d`allumettes |
Режиссер: Жан Ренуар /Jean Renoir/, Жан Тедеско /Jean Tйdesco/ |
В ролях: Катрин Хесслинг /Catherine Hessling/, Мануэль Раби /Manuel Raaby/, Жан Сторм /Jean Storm/ и др. |
О фильме: Поэтическая феерия по сказке Ганса Христиана Андерсена.
Замерзающая девочка видит сон: волшебное королевство, нарядное, изящное, аккуратное — может быть, слишком аккуратное, чтобы быть настоящим. Недаром оно так похоже на витрину игрушечного магазина, возле которой девочка каждый день продает свои спички. В королевстве, разумеется, живет бравый солдат — наверное, тот самый, который добывал огниво для старой ведьмы. Солдат тоже не совсем настоящий — должно быть, это один из сыновей старой оловянной ложки. Вдруг из игрушечной шкатулки, как чертик, выскакивает всадник. Он весь в черном, он суров, но прекрасен — это Смерть. Он уносит девочку с собой и осыпает ее, уже навеки заснувшую, лепестками роз. И это совсем не страшно, потому что Смерть, как известно, родной брат Оле-Лукойе и тоже рассказывает своим спутникам чудные сказки...
В этой короткой картине — весь Андерсен: сочетание игры и назидательности, волшебного и бытового, религиозного и юмористического. Только у Андерсена смерть может выпрыгнуть из игрушечной шкатулки: этого нет ни в одной из его сказок, но это может быть только у него.
Не случайно я так подробно описываю «андерсеновские» качества ренуаровского фильма: ничего подобного в отечественном кинематографе мы не найдем.
Эта сказочная эксцентрика - «кинопьеса в манере Андерсена», шедевр Ренуара, авангардная стильная графика игрового кино, сочиненная в 1928-м году, восхищающая смелостью и изобретательностью сегодня.
В 1919 году Жан Ренуар женился на молоденькой натурщице его отца, Огюста Ренуара, - Катрин Хеслинг. Тогда Жан Ренуар увлекался легендами и всем фантастическим, что полностью соответствовало таланту его жены. Он ставит с ее участием экспериментальную независимую картину “Маленькая продавщица спичек”, в которой в павильонной обстановке при помощи макетов и различных ухищрений создает особый мир фантазий и грез – этакий синтез Мельеса и немецкого экспрессионизма. Фильм привлек внимание своей поэтичностью и принес режиссеру окончательное признание авангардистских кругов.
Во всех лентах Ренуара эпохи немого кино центром притяжения являлась Катрин, с ее порывистостью и чувственностью. Позже Ренуар напишет: “Вся ценность моих первых работ заключена в игре Катрин Хеслинг, это была актриса потрясающая, слишком потрясающая для трусливых французских коммерсантов”. |
Продолжительность: 31 мин. |
Примечания: Без слов. Есть титры. |