Режиссер: Александр Сокуров |
В ролях: Галина Вишневская, Раиса Гичаева, Василий Шевцов |
О фильме: Новый фильм Александра Сокурова "Александра" для петербургского мастера настолько, по-видимому, важен, что даже имя героине он дал свое собственное: Александра Николаевна.
И актрису нашел для этой роли не просто хорошую, но - необычную. Ему нужна фигура знаковая, почти символическая - и роль сыграла оперная легенда Галина Вишневская. Та самая, что многие годы воплощала в сознании музыкального мира имидж русской женщины, едва ли не самой матери России.
Взяв ее на роль, Сокуров уже обеспечил картине необходимую ему почти плакатную ясность.
Вторая особенность фильма: эта по-оперному обобщенная фигура помещена в обстановку почти документальную. Режиссеру был нужен быт войны, и он его снял в прифронтовых условиях современной Чечни. И актеры, играющие солдат, растворились в толпе солдат реальных.
История проста: пожилая женщина отправилась на передовую, чтобы проведать внука - русского офицера, и душа ее "страданиями человеческими уязвлена стала". Она прожила несколько дней в расположении воинской части, видела уходящих в бой мальчишек, покупала им сигареты на местном рынке и убедилась, что по ту сторону "фронта" такие же люди, отзывчивые, ранимые, близкие сердцу. Она стала как бы послом доброй воли между двумя враждующими сторонами - мотив, крайне важный для зараженного ксенофобией общества.
Сокуров, несомненно, рассматривает свою картину как "послание", актуальное высказывание художника-миротворца, даже пацифиста. Весь фильм сложен из готовых блоков-знаков, каждый уходит корнями в подсознание, в личную память зрителя. Героиня Вишневской воплощает само понятие чего-то домашнего, теплого, властного и уютного одновременно - надежного. Она являет собой режущий душу контраст с самим понятием "война" - ненадежным, опасным, расчеловеченным, бездушным. Бабушка и фронт - по определению две вещи несовместные. Бабушка приносит с собой в суровый солдатский быт нормальную систему человеческих координат: люди должны не убивать, а заботиться друг о друге. Не ненавидеть, а любить. Не враждовать, а помогать.
Война взрывов и крови Сокурову не нужна - она ощущается за кадром. Но есть состояние войны: когда люди себе не принадлежат, когда сама их жизнь во власти случая. Человек - лишь орудие в игре "высших государственных соображений". Государственные соображения завтра изменятся, вчерашние подвиги будут признаны ошибкой, но погубленных жизней уже не вернешь. Так что в споре о примате интересов личности перед интересами государства картина "Александра" скажет свое веское слово.
Весь этот расклад сил и позиций в фильме дан четко и наглядно - как на тактической карте боя. И также четко и ясно явлены достоинства и недостатки фирменно "сокуровского" кинематографа. Те, что дают основание считать его одним из наиболее крупных художников русского артхауса, и те, что хронически мешают ему на мировых фестивалях выигрывать состязания с картинами более совершенными и гармоничными.
Сокуров - превосходный оператор. Он не только контролирует работу своих операторов, но и провоцирует изобретение новых оптических средств - на его картины работают целые созданные им лаборатории. В "Александре" он, как никто, умеет передать не размах боя и не мощь танковых атак (они его не интересуют), а сам запах войны, состояние человека на войне. И это, надо сказать, впечатляет больше, чем грохот иного
"Александра" - картина искренняя, открытая и для восторгов, и для критики. Это картина-поступок, который вместе с Сокуровым свершили и Галина Вишневская, и продюсер Андрей Сигле, он же автор отличной музыки, и исполнивший эту музыку оркестр Мариинского театра с маэстро Гергиевым во главе.
|
Продолжительность: 01:31:08.799 (136720 frames) |