Название: Синдром Стендаля |
Оригинальное название: The Stendhal Syndrome |
Режиссер: Дарио Ардженто / Dario Argento |
В ролях: Азия Ардженто, Томас Кретшманн, Марко Леонарди, Луиджи Диберти, Жульен Ламброскини, Джон Куэнтин, Франко Диогене, Соня Топазио, Антонио Марзиантонио, Лучиа Стара, Паоло Боначелли |
О фильме: Каждое новое десятилетие приносит с собой переоценку снятого в предыдущие годы. Когда-то казалось, что главным в итальянском кино был неореализм, потом пришла пора Феллини-Антониони-Висконти, 1972 год разразился тройным взрывом «Последнего танго...», «Ночного портье» и «Большой жратвы», а в какой-то момент на заднем плане прошуршали сухим макаронным шорохом спагетти-вестерны... В девяностые годы главным достижением итальянского кино принято считать так называемое giallo: итальянские фильмы ужасов. Бессмысленный сплошь и рядом сюжет, бьющий через край натурализм, благочестие, превращающееся на глазах в сатанизм, кровь, огнь, смерть и страсть. Любой киноман прошлых лет без труда помнил с каким фильмом Антониони не поделила Золотую Пальмовую Ветвь «Сладкая жизнь» - сегодняшнего ночью разбуди он без ошибочно назовет имена отца и сын Бава, и ответит, кем приходилась Дария Николоди Дарио Ардженте.
Последнее имя на слуху больше всех других – Ардженте единственный из классиков giallo, продолжающий активно работать в девяностые годы. Нетрудно проследить корни его эстетики в предыдущих эпохах итальянского кино: барочная избыточность дала ему право называться «Висконти насилия», а сексуальное напряжение, прорывающееся вспышками жестокости, не может не напомнить Бертоллучи или Феррери. Однако в отличие от «старых мастеров» (сверстником которых он, кстати, зачастую является) Ардженте всегда снимал жанровое кино, рассчитанное не на фестивальное жюри или интелелектуальную публику, а на простых зрителей, приходящих в кино за впечатлениями. Полученная сильная эмоция в идеале разражается физиологически-неудержимой реакцией: смехом, слезами или, в случае Ардженто, нервной дрожью.
«Синдром Стендаля» – самый поздний фильм мастера, снятый уже после путешествия в Штаты, где он сделал свою «Травму» (1992). В обоих фильмах главную женскую роль играет его дочь Асиа, дебютировавшая в 11 лет в "Демонах-2" Ламберто Бава, снятого по сценарию ее отца. В дальнейшем сотрудничество Асии и Дарио продолжалось и учитывая жанровую специфику фильмов Ардженте, подобный тандем выглядит немого жутковато – особенно если учесть, что руки убийцы, которые мы видим едва ли не в каждом фильме режиссера, принадлежат ему самому. Синдром Стендаля – это способность человека сильно – до обморока – воспринимать картины, переносясь в изображенную на холсте реальность. Грань между внутренним и внешним оказывается размыта – и потому для героини фильма Анны (Асиа Ардженте), столкновение с маньяком оказывается роковым. Ужас настолько входит в ее плоть и кровь, что даже после смерти убийцы ей все еще кажется, что он жив. Новые трупы только подтверждают это – но и без столь зримых знаков присутствия мы понимаем, что Анна права: соприкоснуться со злом – значит впустить его в свою душу. Отвернись от картины, поверни глаза зрачками внутрь – то, что ты различишь во внутренней тьме навсегда лишит тебя покоя. Теперь даже зажав уши руками ты расслышишь шаги, даже сквозь закрытые от ужаса веки легко различишь руки убийцы |
Выпущено: Cine 2000, Medusa Produzione |
Язык: Русский профессиональный перевод |