PDA

Просмотр полной версии : Обитаемый остров. Проблемы коммунизма на отдельной планете


sleepwalker
13.01.2009, 03:12
Обитаемый остров. Проблемы коммунизма на отдельной планете


Не хочется писать о фильме Бондарчука. О том, что сплагиачено из голливудских фильмов, насколько умело «мы» умеем копировать космические корабли и драки из «Матрицы», что Максим не «весь коричневый», как в книге, а кудрявый, белокурый и голубоглазый завсегдатай гей-клуба, что голованы похожи не на собак, а на чудищ из второсортного ужастика, и как выглядела бы экранизация «Войны и мира», если бы её снимал не Бондарчук-отец, а Бондарчук-сын. В общем, не хочется по-интеллигентски жаловаться на масскульт за то, что он – масскульт.
Можно даже сказать пару слов в защиту Бондарчука и его сценаристов. Они сделали фильм о противостоянии Системе и показали в своем фильме – случайно или намеренно – эту Систему так, что она до боли похожа на реальность современного российского общества. И скорее намеренно, ведь в фильм введены подробности, которых не было в книге, – например, террористы, взрывающие жилые дома. Телевидение в фильме прямо воспроизводит пропагандистские штампы российского государства – «антитеррористическую» истерию и провозглашение «стабильности» высшей ценностью.



Впрочем, сценаристам можно было ничего и не менять: планета Саракш и государство Неизвестных Отцов – это и так зеркало, в котором трудно не узнать современное капиталистическое общество, которое за 40 лет, прошедшие с 1968 года, когда писался роман, стало лишь еще ближе к фантастическому миру антиутопии братьев Стругацких.

Саракш как зеркало

Разве в нашем обществе – и без всяких облучающих башен – большинство не ведет себя конформистски, не верит пропаганде, не подчиняется кучке богачей, которые предпочли бы остаться анонимными, как пресловутые «Отцы»? Разве в нашем обществе не нагнетается – не так открыто и прямолинейно, как в книге, но все же – ненависть против «выродков» как средство безопасной канализации социальных антагонизмов? Разве не поддерживается на определенном уровне градус ненависти в отношении других государств у наших сограждан? Разве не похоже это на отношение к соседям – Хонти и Пандее, которое Отцы создавали с помощью Башен у своих подданных? Стругацким не пришлось ничего придумывать – они лишь взяли из современного им мира те тенденции, которые были ему внутренне присущи.

Фантастические условия планеты Саракш позволили лишь максимально обострить существующие здесь и сейчас противоречия: утрированно показать алчную и коррумпированную элиту, кучку «финансистов, промышленников и военных», дать ей в руки фантастические средства контроля над сознанием «низов», а сами эти низы сделать утрированно послушными, манипулируемыми. Радикальное революционное меньшинство, которое борется против гротескной системы, Стругацкие сделали еще более изолированным от «народа». Между «обывателем» и «революционером» в стране Отцов существует стена, надежно охраняемая башнями, вследствие чего «обыватели» не просто не хотят, но физически и не могут понять «революционеров».

Да, за эти 40 лет мы приблизились к планете Саракш. Тогда, в 1960–1970-е официальной цензуре, с одной стороны, и антисоветски настроенной интеллигенции – с другой, приходилось (в противоположных целях) с микроскопом выискивать параллели между «нашей советской действительностью» и страной Отцов. Не то чтобы общих черт не было вообще, но фактом остается, что в тексте приходилось с трудом искать, а чаще даже додумывать за авторов некие прозрачные полунамеки, строить натянутые аналогии. Сегодня такая мощная оптика не требуется: поразительное сходство Саракша и нашей современности не укрылось даже от Федора Бондарчука с его социально-философским развитием на уровне капрала Боевой Гвардии.

Наш мир похож на антиутопии, это приходится признать. Да и страхи авторов антиутопий вообще способны задевать чувства современных читателей лишь потому, что они узнают в них окружающую действительность; и, что еще страшнее, тенденцию ее собственного развития. Дивный Новый Мир Хаксли с делением на «альфы», «беты», «гаммы», «дельты» и «эпсилоны»; Океания Оруэлла с ее «высшими», «средними» и «низшими»; господство машин над людьми в «Матрице» и т.д., и т.п. Все это задевает наш интерес лишь потому, что в нашем мире люди делятся на богатых и бедных, на классы. В нашем мире «высшие» используют самые изощренные методы идеологического господства над «низшими», иногда прямо в стиле Министерства Правды, потому что над нами, в наше время господствует безличный механизм рынка, сила капитала и подчиненного ему государства, которые диктуют нам, которые стоят над нами, «форматируют» нашу реальность, как фантастическая машина Матрицы.

Однако Стругацкие в одном, но очень важном отношении стоят выше всех других фантастов, создававших свои миры как назидание или предупреждение человечеству. Оруэлл смотрит на свой тоталитарный «ангсоц» глазами напуганного обывателя, так же как Хаксли и Замятин: он пессимист, не знающий выхода и способный лишь ужасаться и передавать свой ужас читателю. Собственно, Оруэлл не поднимается ни в каком отношении над своими читателями, и потому, в конечном счете, его книга была использована как объяснение, «почему мы должны сбросить атомную бомбу на коммуняк» [1], потому она послужила укреплению реальных псевдодемократических аналогов Министерства Правды и Министерства Любви, а не их свержению.

Взгляд из будущего

Стругацкие пытаются посмотреть на Страну Отцов, представляющую наше настоящее, глазами человека коммунистического будущего. Люди коммунистического будущего, такие, как Максим Каммерер в «Обитаемом острове», или Румата Эсторский (Антон) в «Трудно быть богом», представляют собой ту альтернативу, которой нет у Оруэлла и других. Технологический прогресс, в отличие от большинства фантастов, у Стругацких не оторван от социального – ведь техника будущего, окажись она в руках у сегодняшних правящих классов, превратит Землю в Саракш, если не хуже.

У человечества есть будущее, говорят Стругацкие. В этом их отличие от таких интеллектуальных кумиров ХХ века, как Хаксли или Оруэлл. Даже «451 градус по Фарингейту» Рея Брэдбери, где гуманизм и вера в человечество не капитулирует до конца перед мрачными перспективами, отстает в этом смысле от миров Стругацких.

Коммунистические «Утро» ХХI века и «Полдень» ХХII века сохраняют свою притягательность и сегодня: когда коммунистическая перспектива, казалось бы, отодвинулась от нас за горизонт, а реальность все ближе к Саракшу, Гиганде, если не Арканару… Неслучайно этот «взгляд из коммунизма», присущий также Ивану Ефремову [2], родился в СССР, обществе, которое долгие годы было альтернативой капитализму и в котором ростки Коммунистического Завтра можно было увидеть, почувствовать, а значит, и описать. Социалистическое общество СССР не было идеалом, оно было переходом, мостиком между «миром Саракша» и «Миром Полдня», заключало в себе обе эти тенденции – капиталистическую и коммунистическую, борьба которых присутствует буквально в каждом произведении Стругацких. Нетрудно также заметить, что чем слабее становится сила коммунизма в СССР, чем ближе Союз подходит к капиталистической реставрации, тем мрачнее и безысходнее становятся «миры» братьев.

Именно этот «взгляд из коммунизма», независимо от позднейших комментариев Бориса Стругацкого, которые, видимо, продиктованы политической конъюнктурой, является главным в творчестве Стругацких. Независимо от их воли он является объективным содержанием, художественной правдой их творчества. И не случайно, что именно эта важнейшая сторона творчества братьев стала предметом атаки современных буржуазных критиков. Некоторые из них даже называют «Полдень» Стругацких фашизмом (как принято проводить параллели между коммунизмом и фашизмом у либералов), в силу того, что там нет места «частной инициативе», а дети воспитываются общественным способом [3].

Общество «Полдня» Стругацких – это действительно коммунизм. Там нет товарно-денежных отношений, а материальные богатства распределяются «по потребностям». Там нет классов, нет богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых. Там нет порабощающего разделения труда – люди развиваются гармонично и всесторонне, труд стал творчеством, а монотонная и нетворческая работа автоматизирована. Там нет государства, дела решаются общественным самоуправлением, и нет нужды в армии и полиции, так как коммунизм покончил с социальными антагонизмами. Там нет семьи – дети воспитываются обществом, а любовь мужчины и женщины не отягощена домашним хозяйством и имущественной зависимостью.

Революция как нравственный выбор

И вот человек из коммунистического общества попадает на планету, где гниение капитализма в его империалистической стадии зашло уже очень и очень далеко. Главный герой «Обитаемого острова» землянин Максим Каммерер довольно быстро разбирается в политической ситуации и примыкает к Подполью, ведущему борьбу против режима Неизвестных Отцов. Тактика Подполья – отдельные террористические акции вместо атаки на «центр» – подвергается с его стороны критике. Однако политический момент в фильме оказывается смазанным. Его приходится прослеживать по книге.

Рядовые участники Подполья плохо осведомлены о целях движения и имеют низкий уровень политической сознательности. Руководством Подполья от них скрывается даже истинное назначение Башен. Как позже узнает Максим из общения с представителем левого крыла сопротивления, коммунистом по прозвищу Вепрь, на том, чтобы держать рядовых бойцов в неведении, настаивают «либералы в штабе», в то время как левые считают нужным, чтобы правду знали все («Об этом надо кричать на всех перекрестках»). «Либералы» рассчитывают использовать башни и дальше, но для «хороших» целей…

Подполье оказывается разношерстной коалицией противников диктатуры, среди которых можно доверять лишь левым. Как коммунист, Максим пытается выяснить социальную базу диктатуры Отцов, однако опять натыкается на политическое невежество рядовых подпольщиков. На вопрос Максима подпольщик по кличке Доктор отвечает:


«– Нас считают выродками. Откуда это пошло – теперь и не вспомнишь. Но сейчас Неизвестным Отцам выгодно нас травить, это отвлекает народ от внутренних проблем, от коррупции финансистов, загребающих деньги на военных заказах и на строительстве башен. Если бы нас не было, Отцы бы нас изобрели...

– Это уже нечто, – сказал Максим. – Значит, в основе всего опять же деньги. Значит, Отцы служат деньгам».

Максим, как сторонник исторического материализма, который в книге называется «теорией исторических последовательностей», не верит во «власть ради власти» («Тирания, властолюбие... Само по себе это еще мало что значит»). Власть служит поддержанию существующего экономического порядка, а поэтому – подавлению «низов» в интересах «верхов», наемных работников в интересах предпринимателей-капиталистов. В книге показывается, что руководитель государства Невидимых Отцов – Папа – вовсе не простой властолюбец и сибарит, а «крупнейший потомственный финансист, глава целого клана банкиров и промышленников». То есть власть Отцов – это именно классовая власть капиталистов, которая поддерживается террором Боевой Гвардии и сверхэффективной системой контроля лучевых Башен. Она не имеет ничего общего с абстрактной и неисторической «волей к власти».

Классовая природа режима Отцов также раскрывается и в случае с войной, которую они начали против соседнего государства Хонти. Подпольщик Зеф анализирует ее причины:


«Прежде всего – экономика. Данные об экономическом положении Страны Отцов хранятся в строжайшем секрете, но каждому ясно, что положение это – дерьмовое…, а когда экономика в дерьмовом состоянии, лучше всего затеять войну, чтобы сразу всем заткнуть глотки. Вепрь, зубы съевший в вопросе влияния экономики на политику, предсказывал эту войну еще пять лет назад. Башни, знаете ли, башнями, а нищета нищетой. Внушать голодному человеку, что он сыт, долго нельзя, не выдерживает психика, а править сумасшедшим народом – удовольствие маленькое, особенно если учесть, что умалишенные излучению не поддаются...»

Если социальная сущность власти Отцов вполне ясна, то социальная программа самого Подполья не определена даже в общих чертах. Здесь тоже сложно удержаться от параллели с российской реальностью – слишком похоже Подполье на антипутинскую лево-правую оппозицию. Вот взгляды рядового подпольщика:


«…теоретизируя, он высказывал странную смесь взглядов: власть богатых надобно свергнуть (это от Вепря, который, видимо, был чем-то вроде социалиста или коммуниста), во главе государства поставить надлежит инженеров и техников (это от Кетшефа), города срыть, а самим жить в единении с природой (какой-то штабной мыслитель-буколист), и всего этого можно добиться только беспрекословным подчинением приказу вышестоящих командиров, и поменьше болтовни на отвлеченные темы».

Часть подполья составляли представители правящего класса, которым не удалось интегрироваться в новую систему власти Отцов. Это были и старые аристократы «все еще воображавшие, что имеет место затянувшееся недоразумение, что народ верен законному наследнику императорского престола (здоровенному унылому детине, сильно пьющему и страдающему кровотечениями из носа)», а также представители буржуазии – либералы и вождисты. Либералами были «национальные патриоты, чрезвычайно пекущиеся о славе и мощи государства и опасающиеся, что уничтожение башен приведет к хаосу, всеобщему оплеванию святынь и безвозвратному распаду нации. В подполье они сидели потому, что все, как один, были сторонниками парламентских форм правления...». Вождисты же, «самое правое крыло подполья» – были «просто бандой властолюбцев, рвущихся к департаментским креслам... Эти политические бандиты были готовы бешено, не разбираясь в средствах, драться против любого правительства, если оно составлено без их участия...»

Такое разношерстное политическое движение складывается на Саракше вынуждено – всех преследуют как «выродков». Тем не менее, буржуазные группировки стоят за сохранение системы Башен, но хотят использовать их «во благо». Многие из них – это те, кто сам хотел бы сидеть на месте Отцов – и это тоже роднит Подполье Саракша с антипутинской оппозицией, где либеральное крыло составляют «неудавшиеся» путины и медведевы.

Земляне, попавшие на Саракш, четко ориентированы на помощь левому крылу. Левые выступали «за безусловное уничтожение башен», – это были местные коммунисты, «теоретически подкованные и закаленные еще в довоенных классовых боях; для них уничтожение башен было лишь необходимым условием возвращения к естественному ходу истории, сигналом к началу ряда революций, которые приведут, в конечном счете, к справедливому общественному устройству. К ним примыкали и бунтарски настроенные интеллектуалы… – просто честные люди, полагавшие затею с башнями отвратительной и опасной, уводящей человечество в тупик...»

После разрушения системы Башен земляне рекомендуют одному из лидеров левых – Вепрю – воссоздавать «довоенную» организацию, создавать «комитет». Сам Максим Каммерер в конце книге, когда ему предлагают вернуться Землю, отказывается покидать Саракш:

– Я собираюсь работать, – отвечает он. – Делать революцию.

Революция становится нравственным выбором человека будущего, поставленного в условия позднего капитализма, а значит, и выбором лучших людей настоящего.

СССР и коммунизм Стругацких

Сила Стругацких в том, что они описывают коммунистических людей не стерильными манекенами, сверхчеловеками, а настоящими живыми людьми.

Так же, как и ростки коммунистических отношений, присутствовавшие в СССР, и зачатки коммунистических отношений, коммунистических чувств Стругацкие брали из жизни. Они считали, что люди «коммунистического типа» «живут уже сейчас», наделяли своих героев из будущего «лучшими» чертами своих современников, в которых, казалось, уже жила искра завтрашнего коммунизма.

В книге «Хищные вещи века» наряду с коммунистическим обществом на Земле существуют еще и капиталистические государства. Коммунисты добиваются разоружения этих стран, пытаются как-то контролировать внутреннюю обстановку (например, предотвращают фашистский путч), но прямого «экспорта революции» не происходит. Как и в «Обитаемом острове», Стругацкие ставят проблему общества, где социальный прогресс серьезно отстал от технического. Но если в Стране Отцов буржуазная олигархия «раньше времени» получила в свое распоряжение мощное средство контроля над сознанием, то в некоем сохранившемся на Земле капиталистическом государстве, куда прибывает главный герой «Хищных вещей» коммунист Иван Жилин, на высокой технической базе решена проблема материального благополучия, но не произошел переход к более высоким общественным формам. Общество представляет собой скопище сытых бездельников, которые не знают, чем себя занять. Процветают бездумные развлечения, наркомания и другие средства утилизации появившегося в изобилии свободного времени. Свободное время не превращается в пространство развития личности.

По сути, здесь тоже показано наше современное капиталистическое общество, которое местами (в странах имперского «центра») избавляется от наиболее острых проявлений голода и бедности (вытесняя их на «периферию»), но не делает человека более человечным. Рост материального богатства не ведет к росту богатства духовного, как раз наоборот: чем богаче общество, тем меньше в нем остается пространства для духовного развития. Возникают разнообразные теории, призывающие к «бегству от цивилизации», связывающие истинное духовное развитие человека с примитивными культурами и верованиями. Стругацкие не идут по этой простой и ложной дороге. Они понимают, что противоречие материального и духовного богатства существует только в классово-антагонистическом обществе, когда изобилие всегда связано с отчуждением, эксплуатацией, оболванивающим разделением труда. Пока труд является проклятьем, а не свободной творческой деятельностью человека, до тех пор будет существовать это противоречие.

Фантастический сюжет Стругацких в «Хищных вещах» может служить иллюстрацией мысли Карла Маркса: «В результате получается такое положение, — пишет Маркс, — что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций — при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т. д., — а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному.

Правда, еда, питье, половой акт и т. д. тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер» [4].

Сущностью человека является труд, но поскольку труд при капитализме, как правило, оказывается монотонным, неинтересным, к тому же еще и подневольным – наемным трудом на Другого, то человек воспринимает его как неизбежную повинность, а за собственную сущность воспринимает потребление, порой принимающее отвратительные формы, как, например, у описанных в повести Стругацких «меценатов», которые получают удовольствие от приобретения произведений искусства и уничтожения их на своих тайных собраниях.

Материальное изобилие без изменения самого характера человеческой деятельности с отчужденной на неотчужденную не принесет человечеству счастья, утверждают вслед за Марксом Стругацкие. Подтверждением тому – и наш мир, где именно самые богатые общества лидируют по числу самоубийств.

Вообще сложность социализма – перехода из Царства Необходимости в Царство Свободы, от капитализма к коммунизму, состоит в том, что в начале этого перехода его материальные условия еще не готовы (а если они готовы и достаются правящей еще капиталистической олигархии, мир превращается в кошмар, типа Саракша), они должны быть созданы в ходе самого перехода. Это создает другую проблему: ведь создание материального богатства не является собственно коммунистической задачей, это задача капитала, но решать ее приходится коммунистическими средствами. В этом противоречии существовал СССР, и будет существовать любое социалистическое общество, даже всемирное. Ведь, как пишет то же Маркс, «историческое назначение капитала будет выполнено тогда, ... когда прекратится такой труд, при котором человек сам делает то, что он может заставить вещи делать для себя, для человека» [5]. А такой труд совершенно определенно не закончится при капитализме…

Ростки коммунистического труда братья Стругацкие показывают в своей книге «Понедельник начинается в субботу». Ее герои – сотрудники фантастического НИИ чародейства и волшебства (НИИЧАВО) в массе своей просто живут на работе, потому что это им интересно, они реализуют себя в творческом научном труде. Сотрудник института Корнеев отправляет вместо себя отдыхать «дубля», копию. Так же, как и большинство работников института, он не пошел отмечать Новый год домой, а остался в лаборатории НИИ. Противоположную, буржуазную тенденцию в книге олицетворяют лжеученый Выбегалло и администратор Модест Матвеевич Камноедов.

Стругацкие ведут скрытую полемику против официального понимания коммунизма в хрущевско-брежневские времена, когда коммунистическое общество стали понимать совершенно по-буржуазному, в духе материального изобилия «общества потребления», а преобразование общественных отношений и (что одно и то же, но с разных сторон) воспитание нового человека были свернуты. Пародией на такой «буржуазный коммунизм» советских ревизионистов становится история, как лжеученый Амвросий Амбруазович Выбегалло изобретает Идеального Человека. Идеальный Человек, согласно его концепции, это тот, кто способен удовлетворить все свои потребности. Первая «действующая модель» ограничивается потребностью в пище и погибает от обжорства – ее разрывает на куски. Вторая модель, «модель человека, удовлетворенного полностью», начинает притягивать к себе все предметы вокруг, а затем и вовсе пытается «свернуть пространство».

Собственно, это также иллюстрация к Марксу: «Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем, т.е. когда он существует для нас как капитал или когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле, живем в нем и т.д…. Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств – чувство обладания» [6].

Этот взгляд, рассматривающий присвоение как физическое обладание, утверждающий потребление в самых грубых его формах, к сожалению, стал господствующим в СССР вопреки той тенденции, которую олицетворяют у Стругацких сотрудники НИИЧАВО.

Его победа, устраняющая саму возможность дальнейших коммунистических преобразований, отражена в продолжении «Понедельника» – «Сказке о Тройке», где три бюрократа во главе с "товарищем" Вунюковым и при деятельном участии Выбегалло захватывают власть. Тройка обладает магической властью, поскольку ей в руки досталась Большая Круглая Печать, незамедлительно воплощающая любое постановление Тройки в реальность. Героям «Сказки» удается справиться с Тройкой и добиться своего, но действовать им приходится теми же бюрократическими методами – они сами создают «подкомиссию» и принимают необходимые решения.

Конечно, глупо было бы ожидать, что сложнейшая проблема перехода социализма в СССР на новый уровень была решена Стругацкими – это вообще проблема не искусства, а прежде всего – революционной теории. Однако книги братьев могут помочь в этом деле, в понимании прошлого и будущего социализма, на который нам, чтобы двинуть дело освобождения человечества дальше, нужно «глядеть» глазами человека Коммунистического Завтра.

Виктор ШАПИНОВ

=======================

1 - «Такими словами несчастный слепой продавец газет рекомендовал мне "1984" в Нью-Йорке», – свидетельствует журналист и историк Исаак Дойчер. «Ферма животных» и «1984» вышли как раз во время маккартистской «охоты на ведьм» в США и борьбы с «коммунистическим влиянием» в Европе. Сказка про то, к чему привела «революция животных», и сегодня изучается в младших классах английских школ в качестве «прививки против коммунизма».

2 - Отношение Стругацких к Ефремову двойственное. С одной стороны, они хотели писать «вполне a la Ефремов», имея в виду коммунистическую перспективу человечества, «но в то же время как бы и в противопоставление геометрически-холодному совершенному ефремовскому миру».

3 - См., например: Нестеренко Ю. «Слепящий свет полудня, или Фашизм братьев Стругацких». При этом буржуазный кругозор Нестеренко настолько узок, что он не может представить себе общества без денег, частного предпринимательства и подобных «достижений» человечества: «Правда, наличных денег в этом мире явно нет, – пишет он, – но, возможно, они просто окончательно виртуализировались, и все расчеты автоматически происходят между компьютерами в безналичной форме, или же частная инициатива держится на ином обменном эквиваленте, скажем, информации». При этом сам Нестеренко, в противоречие коммунистическому гуманизму Стругацких, проповедует откровенно фашистские идеи: «Идеал достигается после гибели большей части человечества (или его всего) – но, увы, похоже, что иначе никак. К переходу на следующий уровень способно лишь меньшинство» (источник).

4 - Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 91.

5 - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 280.

6 - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 126.

IronFeliks
13.01.2009, 07:16
Не хочется писать о фильме Бондарчука.
и это правильно. и о коммунизме -тоже не надо писать...

myxmed
13.01.2009, 07:38
Ну да! Об Маркса моск паламается. Лучше Спирсню мусолить!

sleepwalker
13.01.2009, 17:19
и это правильно. и о коммунизме -тоже не надо писать...

При обсуждении фильма, про коммунизм тоже надо писать. Даже , если кому это не нравиться. Концепции коммунизма, а точнее сарказм над ними, прослеживаеться не только в творчестве братьев Стругацких.

IronFeliks
13.01.2009, 18:58
Концепции коммунизма, а точнее сарказм над ними, прослеживаеться не только в творчестве братьев Стругацких.
Где ты сарказм там увидел - в "Стажерах"? "Рейсе на Амальтею"? "Далёкой Радуге"?:-D Более правоверных коммунистов, чем ранние Стругацкие, в литературе найти трудно.

Ramerup
13.01.2009, 19:12
Более правоверных коммунистов, чем ранние Стругацкие, в литературе найти трудно.
И это относится не только к Стругацким, а вообще ко всему печатавшемуся пласту советской фантастики, вплоть до времен перестройки. Ну да, были иногда фиги в кармане, но такие ма-ааа-аа-аленькие... и которые всегда можно было истолковать поразному, в зависимости от того куда дует ветер.

rvm1455
13.01.2009, 21:52
Рецензия хорошая. Но большой по нонешним временам недостаток - "много букафф".
Фильм еще не смотрел - хочу дождаться релиза хорошего качества, - но анализ литературных произвадений братьев Стругацких весьма хорош.
В сущности, то, что практически все их произведения всегда были в русле сиюминутной политики, это было очевидно. Однако, очевидно и то, что уже начиная со второго этапа их творчества, когда они переболели коммунизмом-шмомунизмом, их социальная фантастика стала, пользуясь известным штампом, тем лучом, который - иногда не по их воле, а в силу писательского мастерства аторов, - который высвечивал наиболее яркие гримасы существующего в данный момент общества.
Да что говорить - наше поколение вырастало в очень большой части на Стругацких. Особенно интересно было для тех, кто в силу разных причин не читал всяческий самиздат. Вероятно, нынешняя молодежь и слова-то такого не знает. :)

nazaton
15.01.2009, 17:53
Очень хотелось бы поучаствовать в дискуссии, но вот фильм до конца досмотреть не могу. Раздражает, что при просмотре через 2-3 минуты на 10-20 секунд пропадает изображение, звук продолжается. Не пойму - это "художественный прием" Бондарчука, брак копии или сбои в процессе скачивания.

sleepwalker
15.01.2009, 18:14
Очень хотелось бы поучаствовать в дискуссии, но вот фильм до конца досмотреть не могу. Раздражает, что при просмотре через 2-3 минуты на 10-20 секунд пропадает изображение, звук продолжается. Не пойму - это "художественный прием" Бондарчука, брак копии или сбои в процессе скачивания.

Извини, но мы тут сам фильм обсуждаем , а не качество неизвестного рипа скаченого тобой неизвестно откуда....

Lrusaleeva
21.01.2009, 06:14
Обитаемый остров..... Читала книгу Стругацкий и соответственно в голове сложился определенное видаопредставление по сюжету книги...Коков же был мой ужас от просмотра этого фильма в кинотеатре... Фильм напоминает бред смумашедшего ,замешанный на американских ужастиках... Куски фильма не связаны между собой, общее ощущение от просмотра фильма- это талант так изуродовать прекрасную книгу. Моя оценка с учетом спец эфектов и смазливого актера в главной роли- слабенькая тройка...

sleepwalker
30.04.2009, 18:58
М а с а р а к ш

b0j8YcaO7v8

Klavesin
30.04.2009, 19:17
Массаракш !
через 2 с.
Мас - наизнанку, наоборот
Саракш - Мир
Так-то ...

Mice
01.05.2009, 05:13
В детстве читал. Теперь посмотрел. Смотрел с чуством, что смутно знакомо, но уловить не мог что именно. Потом вспомнил про книгу, прочтённую в детстве. Перечитал. Книга лучше. А фильм ближе к нынешним реалиям.

mayki
01.05.2009, 06:16
Интересно кто читал книгу. как она в сравнении с фильмом?

sleepwalker
01.05.2009, 09:34
mayki,
Книга - это книга, а фильм это фильм. Это совершенно разные вещи, возьми и сам прочитай. Только не забудь, что книга написана в конце 60х годах прошлого века. А фильм снят в начале 21 века. Кроме того сценарий фильма писали уже другие фантасты , конкретно : семейная чета Дьяченко. Тоже дуэт, но не братьев, а мужа и жены. Соответственно женские образы больше раскрыты и дополнительно для фильма больше эффектных ситуаций и эмоциональных линий.

rvm1455
09.05.2009, 23:09
Интересно кто читал книгу. как она в сравнении с фильмом?

Да, никак!

В этой связи вспоминается анекдот:
Уехал мужик в командировку. На следующий день звонит ему жена в гостиницу, чтобы узнать, как дела.
Трубку поднимают и на том конце совершенно пьяный разбитной женский голос говорит: "Алллёооо..."
Испуганный вопрос жены: "Кто это?"
Ответ: "Это Тааааанька..."
-Какая еще танька?
-Да, честно говоря, уже никакаяяяя...

Так и здесь. Из книги выбросили всю социальную часть, мысли героев, а оставили только тупой экшн с декорациями из папье-маше. По крайней мере так это смотрится на экране по первой части. Вторую еще не смотрел - жду качественный релиз...

Кроме того, тем, кто не читал, хотелось бы сказать, что "Обитаемый остров" - йто первая часть трилогии.
Вторая, и на мой взгляд - лучшая в трилогии, - книга называется "Жук в муравейнике".
Третья - "Волны гасят ветер".

sleepwalker
10.05.2009, 04:57
rvm1455,
Согласен. Мне действительно больше всего нравиться "Жук в муравейнике", но "Волны гасят ветер" не менее сильная вещь.
В сравнении с ними "Обитаемый остров" всего лишь завязка.

rvm1455
10.05.2009, 14:41
sleepwalker,
ну да. Первая часть писалась когда еще многие вполне искренне верили в идеалы коммунизма - 1969 год.
А "Жук" - в 80м, когда "маразм крепчал" и народ уходил "во внутреннюю эмиграцию".
Ну а третья часть уже в перестройку, когда страна (СССР) и люди осознали, что находятся в тупике и мучительно искали дальнейший путь развития - куда двигаться-то?
Пы.Сы. Сугубо моё ИМХО :oops:
P.P.S. Ролик YouTube класс!

Янулька
10.05.2009, 23:20
rvm1455,
Как ты представляешь посредством телевидения выразить мысли героев , длинные монологи, рассуждения авторов? Стоит Максим, глядит задумчиво вдаль, голос за кадром: " От чего люди не летают...".
Тоска же будет смертная. Лучше в книге прочитать, а кино... Бондарчук и не претендовал на что- то большее, чем на развлечение зрителя. И спасибо ему за то, что он попытался хоть что- то донести, и за то, что люди обратились к творчеству Стругацких.

sleepwalker
11.05.2009, 02:50
Янулька,
Да, сразу пошел всплеск. Люди начали искать книги в тексте и в аудио.

arautes
11.05.2009, 06:58
Где ты сарказм там увидел - в "Стажерах"? "Рейсе на Амальтею"? "Далёкой Радуге"?:-D Более правоверных коммунистов, чем ранние Стругацкие, в литературе найти трудно.

В "Сказке о тройке", например. Или в "Понедельник начинается в субботу".

malish57
11.05.2009, 07:45
Обитаемый остров..... Читала книгу Стругацкий и соответственно в голове сложился определенное видаопредставление по сюжету книги...Коков же был мой ужас от просмотра этого фильма в кинотеатре... Фильм напоминает бред смумашедшего ,замешанный на американских ужастиках... Куски фильма не связаны между собой, общее ощущение от просмотра фильма- это талант так изуродовать прекрасную книгу. Моя оценка с учетом спец эфектов и смазливого актера в главной роли- слабенькая тройка...
абсолютно согласна!
Добавлю что герой подобран просто отвратно, эта его вечная ухмылочка, неувядающий оптимзм прямтаки. Интересно правда ли, что эти Два Острова раззорили Бондарчука? Или это просто PR ход (

Янулька
11.05.2009, 09:49
эта его вечная ухмылочка,
Между прочим, это не Бондарчук придумал и не нервный тик мальчика. Если ты читала книгу, то Максим сначала действительно все время улыбается:
"Он вовремя подавил в себе желание резко повернуться, сосчитал до десяти, медленно поднялся и неторопливо, заранее улыбаясь, повернул голову."
"... улыбнулся еще шире и произнес с преувеличенной артикуляцией: "Мир! Дружба".
И т.д.

rvm1455
11.05.2009, 14:44
Янулька права. В книге так прямо и подчеркнуто, что Мак вначале все время улыбался.
И лишь под конец, когда "его обитаемый остров" много раз обманывал и предавал его, стрелял в него из тяжелого армейского револьвера, Мак, наконец перестал смотреть на мир "его обитаемого острова" так радостно и открыто.
Как-то так было в книге. Можно найти цитату - я пересказал своими словами.
Так что Мак в книге тоже поначалу все время улыбался, даже стоя с оружием в строю Боевого Легиона.
А по-поводу мыслей - при желании и таких огромных затратах на сьемки - по некоторым данным $36 млн. - можно было что-то придумать.
Кроче говоря, у меня ощущение, что бОльшую часть бюджета "распилили", а снимали на те деньги, что остались.
Я думаю, что такую сумму отвалили из-за того, что предыдущий фильм режиссера ("9-я рота") был публично похвален "самим" Владимиром Путиным... :)
Заранее прошу прощения у тех россиян, которых могут задеть эти мои слова. :oops:

Almai1
12.05.2009, 15:35
ничего обидного =) тут либо такой талант, что сколько не дай - всё равно получится что получилось, либо погрели карманы причасные
.

IronFeliks
13.05.2009, 05:05
В "Сказке о тройке", например. Или в "Понедельник начинается в субботу".
Вот уж где антикоммунизмом не пахло...

NUN
13.05.2009, 09:43
Или это просто PR ход (

по-моему это обычный пиар..

Янулька
16.05.2009, 14:29
Когда до второй части доберемся? Я давно посмотрела и жду вас. Кому- нибудь есть что сказать?

sleepwalker
16.05.2009, 17:00
Янулька,
Тихо.... я в процессе. Вот прямо сейчас нажал на паузу....на 12 минуте. Нравиться .... вроде как лучше первой.


....... Вотссс посмотрел. Мне понравилось. Определенно вторая часть лучше первой. Все таки это зрелищный жанр и филосовская составляющая в сюжете лишь его часть.Кино и книга разные вещи , и я не устану это повторять. Но фильм мне понравился. Сохраню. А еще пожалуй надо заново перечитать всю трилогию Стругацких.

Янулька
17.05.2009, 00:43
заново перечитать всю трилогию Стругацких.
sleepwalker,я тоже мечтаю этим заняться, пока только мечтаю.
По поводу фильма: мне понравилась игра Петра Федорова( если я ничего не путаю), сыгравшего Гая. Очень удачно у него получились приступы любвеотизма. А пока хочу спросить твое мнение по двум моментам: 1. Финальная драка. 2. Смерть Умника. Свои соображения выскажу несколько позже.

sleepwalker
17.05.2009, 02:41
Янулька, Могла бы и первой...;-), а раз так , то вкратце...
Финальная драка : Чувствуеться кинонаследие Матрицы ;-)
Смерть Умника : Шакалу шакалья смерть.

Янулька
17.05.2009, 08:51
а раз так , то вкратце...
У меня вкратце не получится, поэтому и не хотела быть первой.

Чувствуеться кинонаследие Матрицы
А меня, в отличие от некоторых товарищей (без намеков), это совсем не напрягает. За первыми всегда идут вторые, а за ними третьи и т. д. Главное чтобы наследие удачным оказалось и не превратилось в хиленькую пародию. Тебе не показалось, что Странник уж больно долго мордует Мака. Или это чисто женский взгляд? Я смотрела и думала: Ну сколько же можно! И совсем не потому, что можно было бы, как женщине, пожалеть смазливого мальчика.
Про Умника. Я знала, что в фильме он застрелится, возник свой вариант такого поворота событий... Напишу попозже, а то по времени не укладываюсь, надо бежать по делам в реале. И тут еще в пару- тройку тем зайти.

sleepwalker
17.05.2009, 18:18
Я смотрела и думала: Ну сколько же можно! И совсем не потому, что можно было бы, как женщине, пожалеть смазливого мальчика.

А по моему как раз поэтому ;-) По мне так сколько надо , столько и мордовал. А призрак Матрицы меня не напрягает, как раз таки понравилось. Особенно Серебряков. Я его с конца 80х помню... таким же смазливым мальчиком - каратистом по кличке "Малыш"

Янулька
17.05.2009, 18:51
А по моему как раз поэтому
Не, он не в моём вкусе. Вот и не жалко.

Расписала я тут все так подробненько, а нажимаю "отправить ответ" и мне выдают- правов не имеете, и я оказываюся не вошедшая на форум. И ведь не в первый раз. Наверно долго отвечаю. Эх, столько мыслей пропало, а переписывать - лень. Это я про гибель Умника распространялась, надо подумать, как написать короче.

А я Серебрякова ни с какого конца не помню. Первый раз я его увидела, кажется в "Штрафбате".

Ramerup
17.05.2009, 19:08
Эх, столько мыслей пропало
А вернуться по стрелкам в браузере и скопипастить написанное? Потом обновить страницу, убедиться что твоего поста и впрямь нет, вставить снова и ответить.

Янулька
17.05.2009, 22:59
Ramerup,
Спасибо, я еще только учусь. Никогда ничем подобным не занималась. Это первый форум, на котором захотелось остаться. Теперь буду знать.:-* - не удержалась.

Янулька
18.05.2009, 17:24
С этими носками никак сюда не добраться, чтоб добить Умника.
Так вот, в фильме Умник стреляется после того, как видит уничтожение Центра- рушатся его планы на дальнейшее властвование. А ведь он, в первую очередь, свою жизнь хотел спасти. И мне представлялось, что Умник застрелится во время депрессионнго удара. Ведь у Стругатских говорится о том, что некоторые выродки стреляются, не выдержав боли. И тут всеобщая депрессия, Умник в соплях и слезах, независимо от своих планов- бац...
Как такой вариант?

sleepwalker
19.05.2009, 15:59
Янулька,
По сюжету когда башня взорвалась, и он это увидел , луч депрессии прекратил свое действие, но у него началась реальная депрессия. А почему ты уже и сама сказала. Вот подполье не начало же стреляться, хотя они тоже хотели башни использовать в "благих целях". Жизнь он и так спас, но на что ему жизнь без власти?

Янулька
19.05.2009, 16:43
sleepwalker,
на что ему жизнь без власти?
А вот эта мысль меня не посетила :oops:
Лично для меня нет большей ценности, чем жизнь человека, и под это дело забываю, что для некоторых дело обстоит иначе...

Mice
19.05.2009, 21:01
Вы пытаетесь понять в чём задумка режиссёра? Ведь в книге Умник кажется умер не так, как вы описываете (фильму я ещё не смотрел).

IronFeliks
20.05.2009, 05:07
в книге о смерти Умника вообще ни слова нету...

Янулька
20.05.2009, 09:15
Mice,
Не, не пытаемся, так, просто обсуждаем и рассуждаем.

А у Стругацких дествительно, ни про смерть Умника, ни про судьбу остальных Отцов ничего не упоминается. Так что это сценаристы с Бондарчуком додумали и... почему бы нет?

Mice
20.05.2009, 09:28
в книге о смерти Умника вообще ни слова нету...
Это в книге он не умер, а в жизни таки да. :1:

IronFeliks
20.05.2009, 11:31
Это в книге он не умер, а в жизни таки да
Да разве ж это жизнь...:mrgreen:

Mice
20.05.2009, 12:19
А ты считаешь что в Северной Корее жизнь лучше? Живут же, и не знают, что можно жить лучше. Я про большинство, а не про Не-Анонимных Отцов (во имя Кима и Чена и святаго Ира). И мозги им там не слабо прополаскивают, разве что башни не стоят.
А не так давно жили и мы, может быть не так фанатично и не так плохо, но с теми же целями и идеалами. А ты говоришь... Правильно ты говоришь: Да разве-ж это жизнь...

IronFeliks
20.05.2009, 12:46
А ты считаешь что в Северной Корее жизнь лучше?
Я там не был, не знаю. Но у меня вопрос - а как ты определишь - лучше там жизнь или нет? тем более если еще идеалы сюда приплюсовать.

Klavesin
20.05.2009, 15:31
Режиссёром был Сергей Бондарчук-старший !
А этот - клипмейкер, техники много, а "Война и Мир" не получилась...
Большая нарезка клипов и красивые переходы, под "Матрицу" .
Студенческий стем. :-(

Янулька
20.05.2009, 15:35
а "Война и Мир" не получилась
Не каждому дано...

sleepwalker
20.05.2009, 16:45
Klavesin,
Ну так он и не стремился снять "Войну и мир".... Он снимал по другой книге ;-)

RedCat
20.05.2009, 17:24
Насчёт С.К. Ничего не напоминает ?

CiEMLrOnJ9U

sleepwalker
20.05.2009, 17:56
RedCat,
Мля... язык другой, а тон и интонация один в один..... Тьфу, тьфу... как будто в детсво вернулся....Так и хочеться флажком махать и кричать : "Верной дорогой идете, товарищи!" , "Крепиться оборона нашей страны, броня крепка и танки наши быстры ! " , "Трепещут и бояться нас буржуины" ....

Да бояться, как боялся бы любой современный человек , наткнувшись в городском парке на неардальтальца с дубиной....

Ramerup
20.05.2009, 18:06
Да бояться, как боялся бы любой современный человек , наткнувшись в городском парке на неардальтальца с дубиной....
Чё-то как-то мне не нравится такое сравнение... Берешься развить мысль и доказать верность определений и аналогии?

Mice
20.05.2009, 21:24
Но у меня вопрос - а как ты определишь - лучше там жизнь или нет? тем более если еще идеалы сюда приплюсовать.
Да в принципе определения простые и несложные, несколько навскидку:
-чем меньше идеологии в стране, тем она для меня лучше
-вода в кране 24/7 или по расписанию
-средняя потребительская корзина (её содержимое и отношение цены корзины к средней зарплате)
-ассортимент в магазинах
-состояние автомобильных дорог
-средний возраст автомобилей на этих дорогах

Ну вот некоторые из параметров. Судя по приведенному мной списку ни в стране, описываемой Стругацкими, ни в Северной Корее (http://fishmonger.ru/06-07-27/) жизнь не сахар.

sleepwalker
21.05.2009, 02:41
Ramerup,

Чё-то как-то мне не нравится такое сравнение... Берешься развить мысль и доказать верность определений и аналогии?

Нет, мне это не нужно и большинству это понятно, не нужно искать по старинке между строк. И как говориться в вашей среде: На провокационные вопросы не отвечаю. На провокации не поддаюсь.

А ты все еще в буденовке и с винтовкой на страже? Не надоело? Реакция у тя мгновенная...: Обижають наш строй, самый правильный!
Тот что уже давно сгнил. ;-):mrgreen:

Интересно..... динозавры обижаються на археологов, когда те их называют вымершими? :-D

Ramerup
21.05.2009, 03:22
И как говориться в вашей среде: На провокационные вопросы не отвечаю. На провокации не поддаюсь.
А ты все еще в буденовке и с винтовкой на страже? Не надоело? Реакция у тя мгновенная...: Обижають наш строй, самый правильный!
8O :mrgreen: Ну и фантазия у тебя, однако...http://funportal.info/smiles/smile276.gif
Ну коли не берешься обосновать - тады со словами надо осторожнее http://funportal.info/smiles/smile149.gifобращаться.:-) А то "современный человек", "неандертальцы с дубиной", а спросишь - о чем это, собственно? - в кустыhttp://funportal.info/smiles/smile307.gif:-D ...

Boris.S
21.05.2009, 06:08
Посмотрел (обе части). Мнение сложилось скорее положительное, с учетом того, что это все таки фильм а не книга. По большому - претензий две. Первая - голованы, показанные страшными монстрами, совершенно не к месту. А ведь первая фиксация очень важна. Вот теперь кто либо захочет снять фильм по другой книге, в которой тоже, пусть немного, участвуют голованы - и как ему теперь их изображать?
И вторая претензия - бессмысленная драка в конце. Я понимаю, что хотелось показать суперкрутизну героев - и падения с высоты нескольких этажей им нипочем и так далее. Что имело бы смысл в начале фильма (и там тоже была "крутая" драка), но совершенно бессмысленно в конце, разве что планируется снять продолжение, причем не по Стругацким (для "Жука" драки не нужны).

Так вот, в фильме Умник стреляется после того, как видит уничтожение Центра- рушатся его планы на дальнейшее властвование. А ведь он, в первую очередь, свою жизнь хотел спасти.Извини, нет. Умник стреляется, видя, как рушатся его двери, за которыми явно очень недружелюбный народ. Фактически, это даже самоубийством назвать нельзя, варианта с продолжением жизни у него не было. Он просто выбрал (с большой неохотой, что так же показано) менее мучительную смерть.

IronFeliks
21.05.2009, 06:34
Да в принципе определения простые и несложные, несколько навскидку:
-чем меньше идеологии в стране, тем она для меня лучше
-вода в кране 24/7 или по расписанию
-средняя потребительская корзина (её содержимое и отношение цены корзины к средней зарплате)
-ассортимент в магазинах
-состояние автомобильных дорог
-средний возраст автомобилей на этих дорогах

Ну вот некоторые из параметров. Судя по приведенному мной списку ни в стране, описываемой Стругацкими, ни в Северной Корее жизнь не сахар.
Ты ответил на другой вопрос, а именно: где лично тебе жить было бы лучше. А вопрос-то совсем иначе стоит: где другому человеку жить хорошо. Ведь совершенно очевидно, что все перечисленное тобой имеет довольно распространенный, но отнюдь не всеобщий характер. Ну например - многие ли жители, скажем, Африки, пользуются доступом к воде (водопроводной, очевидно?) в режиме 24/7? И что при этом, Африка обезлюдела? Дв вроде нет...

Янулька
21.05.2009, 06:42
Boris.S,
Тоже вариант. Твое право не соглашаться с моим мнением, да я и не настаиваю. Ты воспринял так, я по- другому. Мне кажется, что это нормально.

Niger
21.05.2009, 06:53
Ну например - многие ли жители, скажем, Африки, пользуются доступом к воде (водопроводной, очевидно?) в режиме 24/7? И что при этом, Африка обезлюдела?
А еще там есть акулы, сомалийские злодеи и Бармалеи :-)

IronFeliks
21.05.2009, 07:03
А еще там есть акулы, сомалийские злодеи и Бармалеи
А в Корее собак едят и рис без соли. До чего коммунисты страну довели:mrgreen:

sleepwalker
21.05.2009, 15:30
Ramerup,
Я напомню, что мы не в разделе Политика и не надо все понимать буквально и предвзято, чтобы потом придираться.

Ramerup
21.05.2009, 16:34
sleepwalker, Ramerup,
Я напомню, что мы не в разделе Политика и не надо все понимать буквально и предвзято, чтобы потом придираться.
а диспут помаленьку туда и дрейфует..

sleepwalker
21.05.2009, 18:03
С этого момента посты не относящиеся к теме фильма будут удаляться из темы. При попытке спровоцировать скандал или отбуксировать тему в политическое русло, попытавшемуся будет закрыт доступ в тему.

Янулька
25.05.2009, 21:35
Пересмотрела вторую часть еще раз.
По поводу смерти умника: Boris.S,конечно же ты прав. И прошу прощения за мой выпендреж.:oops:

sleepwalker
26.05.2009, 02:43
Янулька,
А ты пересматривала только вторую часть? Я вот думаю, что надо бы как то посмотреть два фильма в течении дня или двух хотя бы... Кажеться мне , из-за разрыва во времени они теряли что то, но сейчас, поскольку премьеры отгремели давно, можно спокойно смотреть одну часть за другой.

rvm1455
26.05.2009, 04:13
Boris.S,
B книге Умник после того, как договорился с Маком, что поможет ему проникнуть в Центр, больше явно на страницах не появляется - только в виде телефонного звонка, что ПОРА - Странника нет и война уже проиграна, но народ еще об этом не знает. Надо срочно и времени нет. Хотя еще не всё он успел подготовить для Мака - только документы для прохода первого и наполовину второго уровня защиты Центра. А про третий и последний - вообще только на словах.
И в сущности для дальнейшего сюжета роль ни Умника, ни вообще Неизвестных Отцов (Огненосных Творцов - в другой редакции романа) не имеет значения.
А драка была и в книге. И как раз в духе неоднократно здесь упомянутой "Матрицы". Хотя, конечно, падений с -надцатого этажа там не было. Драка была на улице, на дороге, где их автомобили всретились. Откуда там взялись многоэтажные здания на шоссе - совершенно непонятно. :)
Однако, хотел бы также напомнить, что роман вышел существенно раньше фильма "Матрица" :oops:
Так что именно в этом случае обвинять режиссера в заимствовании - по меньшей мере, нечестно.
И в "Жуке" тоже есть пара эпизодов с ускорением жизненных процессов - беседа в кабинете у Экселенца с Абалкиным, момент, когда Максим получил удар на площади от него, эпизод на планете Надежда, когда тем же Львом Абалкиным был расстрелян ракопаук с Пандоры...
Вот в третьей части действительно нет драк... Разве что эпизод, когда Гриша Серосовин метает в голову Тойво Глумова стило, а тот в последний момент просто берет это стило из воздуха прямо возле своей головы.

Янулька
26.05.2009, 05:56
sleepwalker,
Мне кажется, что первую я уже наизусть знаю, по- этому смотрела только вторую, с книгой в руках.

rvm1455,
Ай-я-яй, я только начала читать "Жука...". Просьба пока не выдавать содержание.:-)

Boris.S
26.05.2009, 06:25
А драка была и в книге. И как раз в духе неоднократно здесь упомянутой "Матрицы". Хотя, конечно, падений с -надцатого этажа там не было. Драка была на улице, на дороге, где их автомобили всретились.Извини - драка была со стороны Мака Сима. В отношении Странника. И как только было произнесено первое немецкое слово и Максим понял, что перед ним свой брат-коммунар с Земли - драка мгновенно прекратилась. А физической агрессии со стороны Странника в отношении Максима не было вообще - он то знал, кто такой Максим с самого начала. Вот описание этого момента у Стругацких, после осознания Максимом, кто перед ним:

-- Кто вы такой, -- спросил Вепрь.
-- Не ваше дело, -- ответил Странник по-немецки. Ему было больно, он кряхтел и задыхался.
-- Не понимаю, -- сказал Вепрь, поднимая ствол пистолета.
-- Каммерер, -- позвал Странник. -- Заткните глотку своему террористу, и ищите машину...
-- Какую машину? -- спросил Максим тупо и беспомощно.
-- Массаракш, -- прокряхтел Странник. Он кое-как поднялся, все еще сутулясь и прижимая ладонь к животу. Неверными шагами подошел к Максимову автомобильчику и пролез внутрь. -- Садитесь! Быстро! -- сказал он уже из-за руля. Потом он оглянулся назад, на окрашенный пламенем столб дыма. -- Что вы туда подбросили? -- спросил он безнадежно.
-- Термическую бомбу, -- сказал Максим.
-- В подвал или в вестибюль?
-- В подвал...
Странник застонал, посидел немного, откинув голову, потом включил двигатель. Машина затряслась и задребезжала.
-- Да садитесь же вы наконец! -- заорал он.
-- Кто это такой? -- спросил Вепрь. -- Хонтиец?
Максим помотал головой, рывком открыл заднюю заклинившую дверцу и сказал ему:
-- Полезайте.
Сам он обошел машину и сел рядом со Странником. Автомобиль дернулся, в нем что-то завизжало, треснуло, но он уже катился по шоссе, нелепо вихляя, дребезжа незакрывающимися дверцами и громко стреляя глушителем.
-- Что вы теперь намерены делать? -- спросил Странник.
-- Погодите... -- попросил Максим. -- Скажите хоть, кто вы такой?
-- Я работник галактической безопасности, - горько сказал Странник. -- Я сижу здесь уже пять лет. Мы готовим спасение этой несчастной планеты. Тщательно, бережно, с учетом всех возможных последствий. Всех, понимаете?.. А вот вы кто такой? Кто вы такой, что лезете не в свое дело, путаете нам карты, взрываете, стреляете -- кто вы такой?
-- Я не знал, -- произнес Максим упавшим голосом. -- Откуда мне было знать?
-- Да, конечно, вы ничего не знали. Но вы же знали, что самодеятельное вмешательство запрещено, вы же работник ГСП... Должны были знать... На Земле мать по нему с ума сходит... Девицы какие-то звонят непрерывно... Отец работу забросил... Что вы намеревались делать дальше?
-- Застрелить вас, -- сказал Максим.
-- Что-о-о?
Машина вильнула.
-- Да, -- покорно сказал Максим. -- А что мне оставалось делать? Мне сказали, что вы здесь главный негодяй, и... -- он замялся.
Странник искоса глядел на него круглым зеленым глазом.
-- И в это нетрудно было поверить, так?
-- Да.
-- Ну ладно. А дальше?
-- А дальше должна начаться революция.
-- Чего это ради?
-- Но ведь Центр-то разрушен... Излучения больше нет...
-- Ну и что же?
-- Теперь они сразу поймут, что их угнетают, что жизнь у них дрянная и поднимутся...
-- Куда они поднимутся? -- печально спросил Странник. -- Кто поднимется? Творцы живут и здравствуют, легион цел и невредим, армия отмобилизована, в стране военное положение... На что вы расчитывали?
Максим покусал губу. Можно было бы, конечно, изложить этому печальному чудовищу свои планы, перспективы и прочее, но что толку? Раз ничего не готово, раз все так получилось...
-- Рассчитывать они будут сами, -- он показал через плечо на Вепря. -- Вот этот человек, например, пусть рассчитывает... Мое дело было дать им возможность рассчитывать.
-- Ваше дело... -- пробормотал Странник. -- Ваше дело было -- сидеть в уголке и ждать, пока я вас не поймаю...
-- Да, наверное, -- согласился Максим. -- В следующий раз я буду иметь это в виду...
-- Сегодня же вы отправитесь на Землю, - жестко сказал Странник.
-- И не подумаю, -- отозвался Максим.
-- Сегодня же вы отправитесь на Землю! -- повысив голос, повторил Странник. -- На этой планете мне хватит дел и без вас. Забирайте свою Раду и отправляйтесь...
-- Рада у вас? -- Быстро спросил Максим.
-- Да. Давно у меня. Жива и здорова. Не волнуйтесь...
-- За Раду -- спасибо, -- сказал Максим. - Большое спасибо...
Машина въехала в город.
Заметь, тут тоже поднимались те же вопросы - в подвал или в вестибюль положена бомба, например. Но как результат ответа были не злобные удары по животу. Реакция описана фразой "Странник застонал".
В книге о счастливом будущем Земли драка между землянами в принципе невозможна - и это принципиально.

Янулька
26.05.2009, 09:35
Boris.S,
А как тебе вот это?

" Дьявол, дьявол- длинный, сухой, грозный, с отведенной для удара рукой...
Максим бросился на него, вложив в этот бросок все, что у него еще оставалось. Мимо! И страшный удар в затылок... Мир накренился, чуть не упал, но не упал все-таки, а Странник снова перед глазами, снова голый череп, пристальные зеленые глаза и рука, отведенная для удара..."

Так что драка была, только Стругацкие не придали ей такого значения, как получилось в фильме.И Странник, скорее всего, не собирался бить Максима, а просто защищался. В фильме же, на мой взгляд, избиение младенца длилось слишком долго. Можно было и просто наорать, без дальнейшего мордобития.

Boris.S
26.05.2009, 10:00
Янулька, драка была, и инициатором ее был Максим. Странник был стороной обороняющейся, а в фильме - наоборот. Но даже это не главное. Принципиально то, что драка была до того, как Максим узнал о том, что Странник тоже с Земли. После этого драка между ними была невозможна в принципе. Это следует и из духа этого произведения, и из духа всех других, в которых Стругацкие описывают коммунистическое будущее. Рудольф - такой же самоотверженный борец за всеобщее счастье и справедливость, как и Максим, только более компетентный. И это бессмысленное садистское избиение ему присуще быть просто не может!

sleepwalker
26.05.2009, 17:00
А по фильму: Помните в самом начале бабушка Макса интересовалась не брал ли он часы деда... Мальчик не краснея соврал, бабушке...в в Золотом веке человечества. Но вопрос не об этом...в самом фильме, часы рссмотрели? Это придуманные или такие реально существуют? Очень интересный дизайн. Мне бы такие.

Янулька
26.05.2009, 18:56
sleepwalker,
Так вот почему ты про первую часть спрашивал:-) Не, извини, на часы я внимание не обратила. Часы на руке Странника помню, а те- нет.

sleepwalker
26.05.2009, 19:24
Янулька,
Нет не из-за этого... просто начал в голове прокручивать и вспомнил.
Кстати о часах в фильме. Я часы Странника не запомнил ( в принципе всегда можно файл поднять и посмотреть на паузе) , а вот часы его помощника Фанка были с одной стрелкой ;-) Но часы деда Макса меня прикололи.

Вот описание и рецензия на фильм Бориса Стругацкого. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC))

rvm1455
27.05.2009, 01:06
Boris.S,
ты чего, издеваешься?
Согласись, что был не прав или не совсем прав, если тебе это трудно. Признай ошибку свою.
Ради доказательства своего скороспелого утверждения привел обширную цитату.
Янулька в 69 посте мгновенно это опровергла, приведя несколько предыдущих строк из романа, что переворачивает твойп утверждение.
Если тебе и этого мало, то поднимись еще на несколько строк выше.
Там ясно написано, что автомобили на дороге разминулись. После чего Странник равернул свою машину обратно.
Максим увеличил скорость, пытаясь оторваться.
Однако автомобиль странника был мощнее - "...Желтый плоский капот надвигался, рос..."
И после столкновения первое, что увидел Максим, когда выскочил наружу, был Страннник - "...длинный, сухой,
грозный, с отведенной для удара рукой..."
Так что извини. Драка была. И зачинщиком был Странник, а не Мак.
А что мы видим после первого обмена ударами?
"Странник снова перед глазами, снова голый череп, пристальные зеленые глаза и рука, отведенная для удара... Стоп, остановись, он промахнется... Ага!.. Куда это он смотрит?.. Ну, нас на это не купишь... Странник с застывшим лицом уставился поверх головы Максима, и Максим бросился снова и на этот раз попал. Длинный черный человек согнулся пополам и медленно повалился на асфальт. Тогда Максим обернулся."
И вот только лёжа на асфальте Странник наконец заговорил...

Блин, заставил лезть в инет, искать текст. А то я уже было засомневался в своей памяти
Можно подумать, что у тебя нет Сети :) :)

Янулька
27.05.2009, 14:08
" Он негативно отозвался и о самой книге, которую счёл скучной и излишне выпячивающей тему тоталитаризма ":twisted:

Ну конечно, если книга не понравилась, так что ж тут о фильме говорить.

Кстати, а никто не видел кадры , не вошедшие в фильм?

sleepwalker
27.05.2009, 15:41
Янулька,
Если есть материалы, ..то не томи.

Янулька
27.05.2009, 16:05
sleepwalker,
У меня на диске, сама еще только краем глаза видела, а по мнению мужа и смотреть не стоит, но я все же посмотрю и доложу. Может где на бескрайних просторах интернета имеются...

Янулька
27.05.2009, 17:07
Так вот, сие называется Удаленные сцены и состоит из 4 эпизодов:

1. Музей мутантов.
Раду водят по музею и рассказывают про Мировой свет, заспиртованные препараты, которые "съели, а спирт выпили" , живопись и т.д.
В какой момент фильма все это можно вставить- не ясно.

2. Сцена любви.
Ну тут и так все понятно и даже красиво.

3. Ноле Ренаду.
Этот самый Ренаду оказывается новым домовладельцем места проживания Рады. Расспрашивает, заигрывает, домогается. В самый ответственный момент Боевая гвардия с передвижными излучателями вламывается в квартиру к Раде и утаскивает Ренаду.

По-видимому этот эпизод относился или к концу первой части, или к началу второй.

4. Игра.
Мак на улице города после приступа Фанка. Азартная игра типа "кости". Мак делает ставку, на кону...sleepwalker,внимание!... дедушкины часы. Естественно выигрывает, забирает часы и деньги- уходит довольный.

Собственно это все.

sleepwalker
27.05.2009, 17:20
Зачем вырезали гады. Эх, может появиться режисерская версия со всем этим добром?

Kolovrat
27.05.2009, 17:46
Зачем вырезали гады. Эх, может появиться режисерская версия со всем этим добром?По идеи должна появиться...
Прецендент уже был... помню на DVD-дисках продавалась обычная версия фильма "Мы из будущего", а потом по ТВ показали полную режиссерскую версию.

rvm1455
27.05.2009, 21:42
Янулька,
аааааааааааааааааа,
выкладывай для скачивания!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
:):):):):):):):)

Янулька
27.05.2009, 22:09
rvm1455,
К сожалению не могу, потому как понятия не имею как сие делается. Плюс ко всему диск- лицензионный.:-(

afonya
28.05.2009, 00:52
тынц (http://www.youtube.com/results?search_type=&search_query=%D0%9E%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B9+%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2.+%D0%92%D1%8B%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0.&aq=f) :wink:

Янулька
29.05.2009, 16:10
Ребята, посмотрели, а мнение?

sleepwalker
29.05.2009, 17:52
Сюжеты должны быть в фильме. Характеры героев воспринимаються под другим ракурсом и кроме того больше ощущения окружающей жизни других людей на планете. Меньше театральной ограниченности. Когда действие ограничено только главными героями. С нетерпением буду ждать выхода режиссерской версии. Если Бондарчук не вставит сюжеты куда надо. То я их сам вставлю. Вот !!!

Янулька
29.05.2009, 18:12
sleepwalker,
А куда вставишь? Особенно интересует Музей...

sleepwalker
29.05.2009, 18:30
sleepwalker,
А куда вставишь? Особенно интересует Музей...

Подумаю.Но сначало подожду действий Бондарчука. Учитывая, что ему нужны деньги особо сильно из-за долгов. Думаю скоро он что то сделает.

Boris.S
30.05.2009, 10:49
sleepwalker,
А куда вставишь? Особенно интересует Музей...После того, как Раду забрали люди Странника.

Янулька
15.06.2009, 21:07
Boris.S,
Объясни, зачем тогда им из нее понадобилось Спящую красавицу делать.:-)

sleepwalker
15.06.2009, 21:21
Янулька,
Я обьясню. Так легче спрятать. Чтобы избежать новых осложнений. Например нападения людей Умника. Попытки бегства или членовредительства самой Рады Гаал. Всегда , всегда..обездвиженный пленник предпочтителен находящемуся в относительной свободе. Даже , если к нему хорошее отношение, но нельзя себя выдать, а обьяснять долго и нудно..времени нет.

Янулька
15.06.2009, 21:27
А я прочитала " Жука"- нахожусь в состоянии осмысления и утрамбовывания информации. Готовлюсь морально к прочтению " Волны гасят ветер". Где бы и с кем бы побазарить об этом...

rvm1455
15.06.2009, 21:33
Янулька,
я готов говорить о произведениях Стругацких в любое время дня и ночи :oops:
можем и через skype хоть сейчас

Янулька
15.06.2009, 21:36
rvm1455,
Назови место встречи, и я там нарисуюсь.:-)

rvm1455
15.06.2009, 21:52
Янулька,
skype - vladimir6101

Янулька
15.06.2009, 21:56
rvm1455,
Увы-с туды-с не могу. Муж порвет компьютер... и меня для кучи.

rvm1455
15.06.2009, 21:56
На произведениях Стругацких мы выросли.
Это они учили нас антикоммунизму.
Ты же понимаешь, что "Обитаемый остров" - это, конечно же, про какую-то неведомую планету Саракш. И круглосуточная промывка мозгов, вопиющее противоречие между тем, что говорится в пропаганде и окружающей действительностью - это, разумеется, изобретение исключительно "Неизвестных Отцов" на неведомой планете :)

rvm1455
15.06.2009, 21:57
Янулька,
а ка тогда??

Янулька
15.06.2009, 22:00
rvm1455,
Может есть какая специальная темка? Или создать новую? А?

rvm1455
15.06.2009, 22:03
Янулька,
создавай в литраздле, я думаю, подойдет

Янулька
15.06.2009, 22:05
rvm1455,
А я могу? И как? Может ты?

apple101
11.07.2009, 07:49
После первого фильма бросился читать книгу. Фильм в целом понравился, но книга больше. Что удивило, для современного кинематографа, то что авторы не далеко ушли от первоисточника. По окончании фальма осталось некое прияное впечатление и желание пойти на второй.
А вот фильм второй откровенная лажа. Уже много написали о копировании голивудского и о прочих боках Бондарчука. От себя лишь добавлю - мне, среди прочего, так и осталось непонятно почему главный смазливый и голубоглазый герой орет весь фильм, а все остальные ему под стать. Апогеем стал финал, когда он напару с героем Серебрякова орали друг на друга как оглашенные, даже тогда когда можно было и шепотом. Сергей Федорович снимали фильм для глухих? Или это такой гениальный ход режисера?

rvm1455
11.07.2009, 17:54
apple101,
не во всем с тобой согласен.
От первоисточника, как отмечалось ранее, оставили только внешнюю сторону - сами активные действия. А мысли и побуждения героев, вызывающие именно эти действия, остались за кадром. Понятно, что сегодня не 1973й, когда Е.Копелян читал за кадром в "17 мгновениях". Но можно было раскрыть через диалоги или мимолетные реплики героев как бы "в никуда".
И первый фильм мне не понравился. А второй смотрел просто из чувства долга - досмотреть до конца. Но второй фильм в итоге мне показался более цельным и сьемками и декорациями - покачественней, что-ли?..
Насчет "орали" - не заметил.
А в последней сцене после драки Странник и Мак орали, как мне представляется оправднно. Трудно представить, что после драки двое разгоряченных бойцов ведут светскую беседу в тихом спокойном тоне. Нет?..
А как тебе книга?

Almai1
11.07.2009, 22:33
Ну что то я не помню чтоб они друг на друга орали в первоисточнике. Пару раз друг другу вмазали, затем Рудольф руганулся по немецки и офонаревший от этого Мак несколько минут нёс детский лепет. А Рудольф, по причине сбитого дыхания, вообще только шептать мог.

rvm1455
12.07.2009, 00:25
Да, тут я не прав. Признаю свою ошибку. Посмотрел сейчас первоисточник - Сикорски говорил тихо и с горечью, а Мак действительно что-то там лепетал.
Сдаюсь.
Но чтобы весь фильм орали - я все-же как-то не заметил. А может быть просто внимания не обратил.

Almai1
12.07.2009, 10:26
...отец выпорол бы Ф.Б заранее, если б знал что он со Стругацкими сделает. из философских произведений делать комиксы умеют только японцы, а у младшего не та школа.

Янулька
12.07.2009, 18:45
Может хватит уже Бондарчуку кости перемывать?
Или вам это доставляет особое удовольствие?

Ramerup
12.07.2009, 18:48
Может хватит уже Бондарчуку кости перемывать?
Или вам это доставляет особое удовольствие?
А что остается делать? Пороть поздно уже...:-(
гы...

rvm1455
12.07.2009, 22:10
Ramerup,
:)

J123
20.10.2011, 10:47
А мне нравятся фильмы Бондарчука (младшего), не нужно завидовать...

НатальяПог
12.11.2011, 21:23
Ну если говорить про "9 роту" то фильм хороший, но после просмотра "Обитаемый остров" хотелось ему сказать лучше бы про войну еще что нибудь снял. Я кстати была в тех местах где он снимал "Обитаемый остров" эпизод где наступление идет танками и взрывы, это в Крыму мыс Казантип (заповедник).