Показать сообщение отдельно
Старый 22.12.2005, 15:02 Вверх     #16
pusok
Свой Человек
 
Аватар для pusok
 
  
Регистрация: 27.09.2005
Был(а) у нас: 22.06.2012 06:35
Сообщений: 3,695

Пол: Женский
По умолчанию

Поэтические техники можно разделить на две группы: базовые и декоративные. Базовая группа создает скелет произведения, декоративная – мышцы. Данное сравнение не случайно: скелет и мышцы по отдельности годны разве что для супа, тоже и со стихами.

Часть вторая. Декоративные техники
Декоративные техники – это то, что шлифовует, ограняет замысел. Поэтическая задача состоит не в добыче алмазов, а в производстве из алмазов бриллиантов.

Работа с буквами и слогами
Данная техника неспроста приведена первой, переоценить ее значение невозможно. Можно отказаться от рифмы, но от работы над буквами и слогами нет. Правильно подобранные буквы и слоги задают настроение и гармонию стиха. Человек, не владеющий данной техникой, не может называться поэтом, произведения, в которых царит звуковой хаос, нельзя называть стихами.
Слог состоит из гласных и согласных. Гласные создают черно-белый набросок, контуры на холсте стихотворения, согласные раскрашивают этот набросок красками.

Зорким соколом, с провожатыми:
то ли сам ослеп, то ли все кругом,
колокольные звоны пятые
не зовут меня в подкрестовый дом
«Цыганский шатер» Инна Молчанова

Набросок создан буквой «о», которая задает настроение строфе – былинную напевность. Стоит обратить особое внимание, что в основном контуры определяются ударными гласными.
Совсем необязательно создавать набросок на основе какой-либо одной гласной. Каждая гласная задает конкретное настроение, и если необходимо получить эффект смешения этих настроений, можно смело комбинировать.

Из каменного леса
Спешит моя принцесса
На встречу не ко мне:
Ведь я лежу в палате
В смирительном халате
И наблюдаю танец мухи на окне!
«Из каменного леса» Алексей Караковский

Первая половина приведенного стихотворения построена на гласной «е», задающей тон мечтательности, вторая на гласной «а» - бытовой гласной, привносящей саркастический тон.
Не менее важная задача – учет фонетического значения согласных, определяющих плотность стиха. Здесь уместно следующее сравнение: гласные характеризуют то, как мы говорим, согласные то, о чем мы говорим.

Живешь, жилы рвешь, раздражаешься...
Жмуришься на окружающее...
Жалеешь, что было б иначе надо,
Само-
Разрушаешься...
«Живешь, жилы рвешь» Алексей Всегдар

В приведенном примере фонетика строиться на согласных «ж» и «р» - благодаря ним стих звучит жестко, самоуверенно. Причем за согласной «ж», дополнительно усиливая ее значимость, следует ударная гласная.

их игра напоминает
капли песка стекающие по вискам
по скатам и черепицам лица
по улицам рук, обручальными
кольцами овивая пальцы
вниз по линии жизни
к берегу

сначала я забываю голос
затем
вычеркиваю имя из записной книжки
«на-бережное» Вадим Кейлин

Звук задан согласными «с», «к», «ц» и «п» – стих получился спокойный, плывучий.
Выявить эффект, который дает согласная, очень просто – достаточно вспомнить несколько слов, которые с нее начинаются. У этих слов непременно будет общий оттенок – именно этот оттенок и станет главенствовать в стихотворении.
Не стоит забывать, что сила различных букв неодинакова. Ласковый напев, лелеющий слух, может быть запросто раздавлен согласной «ж». Тональность нежности может быть разрушена гласной «ы». Как следствие, применения определенных букв в конкретном стихотворении следует избегать.
Необходимо сказать несколько слов и о слогах. Никакой специальной работы над ними проводить не нужно. Основные, значимые слоги строятся из букв, определяющих стихотворение. Если стихотворение проработано на буквенном уровне, то оно проработано и на более высоком уровне – слоговом. Это можно увидеть на примерах, приведенных выше.

Рифма
Рифма – королева поэзия и должны быть очень веские причины для отказа от нее. Более того, отказ от рифмы допустим лишь в случае тончайшей, близкой к идеальной проработке фонетической составляющей стихотворения. Если последнего нет – значит, автор или лентяй, или бездарь. Подробно распространяться о видах рифм в данной статье считаю излишним – существует достаточно много материалов по этому вопросу. Уточню лишь некоторые нюансы.
Прежде всего, не зазорно применять простые рифмы, но опять же, нельзя забывать компенсировать их работой над звучанием. В качестве лирического отступления: со временем, в жизни каждого хорошего поэта наступает момент, после которого он уже не в состоянии применить слабую или заезженную (с его точки зрения) рифму, подобные рифмы просто блокируются мозгом.
Если ставка на рифму все-таки делается – нужно искать наименее ожидаемую, именно такие рифмы особенно сильны. Избегайте очевидных рифм.
Проверять слова на рифмуемость в отрыве от строк нельзя! Идеально ложатся друг на дружку лишь банальные, многократно использованные рифмы. Оригинальная рифма подготавливается всей предыдущей строкой. Поясню на примере. Рифма, как правило, строится на ударной гласной и предшествующих ей (и/или следующих за ней) согласных. В ситуации, когда для образования рифмы не хватает какого-то согласного, нужный согласный вводится в слово, соседствующее с рифмуемым.
Перейду от сухой теории к практике.

когда живёшь, по небу плавая
не думаешь даже, что память дырявая
что прошлое съели с корнями мыши
и ты, хоть дышишь, уже не слышишь
«солнце над фолклендами» Ян Прилуцкий

Рифмы в приведенной строфе образованы разными частями речи – такие рифмы всегда малоожидаемы, а потому чрезвычайно сильны.
Сама по себе рифма «плавая – дырявая» не особо крепка и требует фонетической доработки. Автор решает эту задачу, вводя во второй строке слово «память», начинающееся с той же буквы, что и слово, к которому нужно подобрать рифму. «Плавая – память дырявая» звучит уже куда привлекательней.

По дыханию, по приметам ли,
к ручейкам и ночам прислушавшись,
между звездами и планетами,
в облаках, на морях, на суше ли...
«Цыганский шатер» Инна Молчанова

Рифма «приметам – планетами», несмотря на созвучие ударных слогов «мет – нет», задушена буквой «р». Чтобы ослабить влияние последней, автор вводит в первую строку «ли».
Похожая ситуация и с рифмой «прислушавшись - суше». «Суше» звучит слишком резко для рифмы в строфе, где задан тон былинной напевности, требуется смягчение. Более того, в слове «прислушавшись» самая сильная буква – «л», а значит, она должна быть введена и в четвертую строку. Эти две задачи решаются появлением «ли».

В других ладонях время течёт быстрее,
и наполняя себя людьми до позывов к рвоте,
как усердный портной, чужие иллюзии пере-
лицовываешь на свои. А Кузнецкий Мост - вот он
«жену Лота» Ульяна Заворотинская

В приведенной строфе использована оригинальная рифма «рвоте – вот он», построенная на слогах «вот – вот» и гласных-антиподах «е – о». Тут следует дать пояснение: почти у каждой буквы есть антипод – например «у – ю», «а – я», «ж – ш». Игрой с гласными-антиподами можно добиться умягчения (или огрубления) звучания при сохранении фонетической родственности. Данный пример это демонстрирует.

В кафе смешили шутками турки,
Окна смазывала демонстрация.
Вдруг, посыпалась штукатурка,
Замельтешил что демон, рацией
«В кафе» Алексей Всегдар

Здесь рифма составная – то есть к громоздкому слову, которое нужно зарифмовать подбирается созвучный ряд других слов: «демонстрация – демон с рацией», «штукатурка – шутками турки». Не сложно заметить, что слово штукатурка «состоит» из двух: штука и турка. Можно ли использовать подобную рифму? Крайне нежелательно: она слишком гладка и предсказуема. Простой перестановкой букв в слове «штука» мы получим другое – «шутка» и как результат, желаемый эффект неожиданной рифмы.

Аппетит пропал
от сожранной помады,
Счет духов слизанных
уже на шкалики.
Хочу любвищи
одной,
огромадной,
А выходит,
любовей много,
но маленьких.
«Заметки (из-под грудной клетки)» Алексей Всегдар

Здесь рифма строится на ударной гласной и целом ряде согласных: «сожранной помады – огромадной» – на гласной «а» и согласных «р», «н», «й», «д», «м», причем порядок следования согласных в зарифмованных словах разный.
Как видно выше, подбор крепких рифм – задача труднейшая и в решении этой задачи не помогут ни учебники, ни словари, а лишь интуиция и практика. Тут главное понять, прочувствовать сам механизм создания рифмы, а какой она получится в итоге, как ее обзовут – гипердактилической, йотированной или каламбурной – большого значения не имеет.

Дополнительные техники
Поэзия сродни химии. Можно провести простую аналогию. В химии атомы объединяются в молекулы, молекулы образуют соединения. В поэзии буквы объединяются в слова, слова образуют строфы. Поэзия, прежде всего – взаимосвязь слов. Слова, появившиеся в стихе случайным образом, не вписывающиеся в него фонетически, образуют лишь осадок.
Дополнительные техники позволяют усилить взаимосвязь слов в стихотворении. Все они зиждутся на одном фундаменте - технике работы с буквами и слогами, являясь ее надстройками. Например, первая буква в слове – всегда значима, поэтому слова, начинающиеся с одной буквы (или, что еще лучше, с одного слога) фонетически взаимосвязаны.

выпала шестеренка нежности, сломан связывающий механизм
памяти… так что шагай наощупь по шероховатым швам
лунных лучей на асфальте в сторону ночи и, тишиной храним,
остановившись в центре ладони, слушай мой голос… и выживай
«из мира живых. до востребования» Анастасия Киселева

Данный пример изобилует дополнительными техниками. Слова сшиваются начальными буквами: «сломан связывающий», «шагай… по шероховатым швам», «лунных лучей».
Применено множество родственных фонем: «сломан… механизм… памяти», «выпала… памяти… швам». Стоит заметить, что в последней цепочке третье слово фонетически не связано с первым, эту взаимосвязь создает второе слово.
Здесь же есть пример связывания слов фонетически подобными концовкой и началом, за счет чего первое слово словно перетекает во второе: «сторону ночи», «на асфальте».
Конкретных дополнительных техник можно привести множество, но тут опять же, гораздо важнее понять сам принцип применения, нежели заниматься их попугайным выучиванием. В идеале, в стихотворении не должно быть ни одного слова, не связанного с каким-то другим.


Найдено в интернете

Заходите в гости.
pusok вне форума   Ответить с цитированием